Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 22,25,33-41
Прозвучавший евангельский отрывок обычно читается на особом богослужении — Царских часах, заменяющих собой Литургию в день Страстной Пятницы. Читается оно и при приближении Великого поста. Мы слышим описание последних мгновений жизни Господа Иисуса Христа. Апостол Марк мог быть свидетелем тех страшных событий. Что-то записал он со слов апостола Петра. Перед нашим взором предстаёт детально описанная картина мучительных страданий Богочеловека — не только физических, но и моральных.
Мы видим, как Христа не просто избивают, калечат, над Ним издеваются, Его унижают, надеясь, что за гранью истощения Он наконец-то проявит ответную агрессию, откажется от образа смиренного и незлобивого Учителя-проповедника. Но противникам Спасителя было невдомёк, что они всегда видели перед собой не временную маску, а истинное лицо Христа — лицо совершенной святости, кротости, смирения.
Вот и на кресте из уст Иисуса не исходит ни единого слова ругательства, ропота, хулы. Мы слышим только смиренное вопрошание — «Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Так выглядят последние слова Богочеловека перед тем, как Он отправился душой в адские обители, чтобы их сокрушить.
В Русской Церкви целая плеяда блестящих богословов пыталась проникнуть в сердцевину тайны искупительных голгофских мук, стремилась понять, для чего Сыну Божьему нужно было умереть на кресте. Кто-то утверждал, что таковой оказалась плата за грех Адама. Кто-то настаивал, что на Голгофе человечеству был явлен нравственный пример жертвенности и смирения. Однако большинство видели в Христовой жертве, прежде всего, последний шаг в стремлении пройти до конца путь человека от рождения до телесной кончины.
Сын Божий, добровольно принявший наше естество, вместе с ним принял и всю тяжесть земного бытия. Голгофа же стала завершающим актом жертвы, которой была, на самом деле, вся жизнь Христа. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам, какой дорогой ценой Бог вернул людям утраченный ими рай. Сын Божий нисходит в адскую пучину не ради демонстрации Своей силы, а ради того, чтобы до конца испить вместе с человечеством чашу страдания богооставленности.
Дойдя до самого дна бытия, Христос вырывает судьбу мира из лап зла и прокладывает новый путь к Небу. Этот путь открыт до сих пор для каждого, кто желает правильно верить в Сына Божьего и исполнять завещанные Им заповеди любви. А ещё сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует нам о том, как важно быть храбрым.
Апостол Марк упоминает, что у подножия креста Христова стояли Его Матерь, Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Все они не испугались гнева римских солдат и иудейских учителей и за свою храбрость первыми сподобились узнать о Воскресении Христа. Господь Иисус по преданию явился сначала Своей Матери, затем женам-мироносицам, апостол Иоанн одним из первых услышал о случившемся чуде и поспешил увидеть опустевший гроб. Данные обстоятельства касаются не только современников Христа, но и нас. Если мы не будем бояться исповедовать веру в Спасителя, исповедовать эту веру не только словами, но и делами, то духовная благодать Воскресения Спасителя обязательно коснётся наших сердец.