Второе соборное послание святого апостола Петра - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе соборное послание святого апостола Петра

* Поделиться

2 Пет., 68 зач., III, 1-18.

Глава 3.

1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,

2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.

3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям

4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.

5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:

6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,

12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?

13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;

15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,

16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,

18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Чтение, которое сейчас прозвучало, — прекрасный пример того, что на одно и тоже явление мы можем смотреть по-разному. Школьные и особенно естественнонаучные подходы приучают нас с тому, чтобы стремиться к однозначной и точной оценке явления. В физике это вполне понятно, в литературе уже не настолько... В то же время есть сферы, в которых оценка очевидно зависит от нашего отношения, от того, что мы сами внутренне выбираем.

В данном случае апостол приводит в качестве примера ожидание конца света, который никак не наступает. Кажется, уж в его время как можно было об этом говорить? Это нас можно понять, ведь с событий Вознесения Господня прошло почти две тысячи лет, но он то пишет об этом, когда не прошло ещё и полвека. Неужели уже тогда находились люди, которые ждали возвращения Христа так быстро?

С одной стороны, очевидно, что так и было. Например, апостол Иоанн Богослов завершает книгу Откровение призывом, обращённым ко Христу. Он говорит: «Скорее приходи Господи Иисусе». Более того, для историков Церкви и специалистов по Новому Завету всегда было очевидно, что для первохристианских общин был характерен так называемый эсхатологизм, то есть постоянное и радостное ожидание возвращения Христа. Не конца света, что характерно для людей сегодняшних, но именно встречи с воскресшим Учителем, о Котором им рассказали апостолы.

Однако, судя по всему, апостол Пётр пишет не об этом. Интонация, которую он вкладывает в уста тех, кого называет наглыми ругателями, совершенно иная. Вместо того, чтобы ожидать Христа, они изначально явно и с вызовом не верят в его приход. Эти люди хотят жить по своим похотям, но, чтобы успокоить свою совесть, они пытаются обосновать свой скепсис ссылкой на очевидное: «Христос до сих пор не пришёл».

Это очевидно и с этим не будут спорить ни те, кто Его ждёт, ни те, кто в Него не верит. Но для апостола важно другое: факт необходимо интерпретировать и каждый это делает так, как считает нужным. Одни отрицают и живут, как хотят, в то время как другие видят в этом долготерпение и любовь. Каждый судит не только по внешним признакам, но сами признаки выбирает и объясняет сообразно желаниям. Апостол Пётр говорит, что даже Писание люди могут трактовать себе в угоду. В качестве примера он ссылается на послания Павла, которые могут быть сложны для понимания, чем и пользуются подобные толкователи.

Естественно, эта избирательность не ограничивается темой последних времён. В самых разных сферах, будь то существование Бога или смысл жизни, выбор поступка нравственного или безнравственного. Наше мнение на глубине, может быть незаметно даже для нас самих, связано с нашим желанием. Конечно, на самом простом и телесном уровне, желания обусловлены потребностями нашего тела... но те желания, которые связаны с жизнью нашего духа зависят от нас... Именно поэтому мы бываем за них ответственны. Есть те, кто воспринимает свободу как проклятие, христиане же воспринимают её как дар. Ведь и добро обретает цену только тогда, когда мы выбираем его свободно.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем