2 Пет., 68 зач., III, 1-18.
Глава 3.
1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.
5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Чтение, которое сейчас прозвучало, — прекрасный пример того, что на одно и тоже явление мы можем смотреть по-разному. Школьные и особенно естественнонаучные подходы приучают нас с тому, чтобы стремиться к однозначной и точной оценке явления. В физике это вполне понятно, в литературе уже не настолько... В то же время есть сферы, в которых оценка очевидно зависит от нашего отношения, от того, что мы сами внутренне выбираем.
В данном случае апостол приводит в качестве примера ожидание конца света, который никак не наступает. Кажется, уж в его время как можно было об этом говорить? Это нас можно понять, ведь с событий Вознесения Господня прошло почти две тысячи лет, но он то пишет об этом, когда не прошло ещё и полвека. Неужели уже тогда находились люди, которые ждали возвращения Христа так быстро?
С одной стороны, очевидно, что так и было. Например, апостол Иоанн Богослов завершает книгу Откровение призывом, обращённым ко Христу. Он говорит: «Скорее приходи Господи Иисусе». Более того, для историков Церкви и специалистов по Новому Завету всегда было очевидно, что для первохристианских общин был характерен так называемый эсхатологизм, то есть постоянное и радостное ожидание возвращения Христа. Не конца света, что характерно для людей сегодняшних, но именно встречи с воскресшим Учителем, о Котором им рассказали апостолы.
Однако, судя по всему, апостол Пётр пишет не об этом. Интонация, которую он вкладывает в уста тех, кого называет наглыми ругателями, совершенно иная. Вместо того, чтобы ожидать Христа, они изначально явно и с вызовом не верят в его приход. Эти люди хотят жить по своим похотям, но, чтобы успокоить свою совесть, они пытаются обосновать свой скепсис ссылкой на очевидное: «Христос до сих пор не пришёл».
Это очевидно и с этим не будут спорить ни те, кто Его ждёт, ни те, кто в Него не верит. Но для апостола важно другое: факт необходимо интерпретировать и каждый это делает так, как считает нужным. Одни отрицают и живут, как хотят, в то время как другие видят в этом долготерпение и любовь. Каждый судит не только по внешним признакам, но сами признаки выбирает и объясняет сообразно желаниям. Апостол Пётр говорит, что даже Писание люди могут трактовать себе в угоду. В качестве примера он ссылается на послания Павла, которые могут быть сложны для понимания, чем и пользуются подобные толкователи.
Естественно, эта избирательность не ограничивается темой последних времён. В самых разных сферах, будь то существование Бога или смысл жизни, выбор поступка нравственного или безнравственного. Наше мнение на глубине, может быть незаметно даже для нас самих, связано с нашим желанием. Конечно, на самом простом и телесном уровне, желания обусловлены потребностями нашего тела... но те желания, которые связаны с жизнью нашего духа зависят от нас... Именно поэтому мы бываем за них ответственны. Есть те, кто воспринимает свободу как проклятие, христиане же воспринимают её как дар. Ведь и добро обретает цену только тогда, когда мы выбираем его свободно.
25 ноября. О подвигах и наставлениях Преподобного Нила Постника
Сегодня 25 ноября. День памяти Преподобного Нила Постника, Синайского отшельника, жившего в четвёртом веке.
О его подвигах и наставлениях, — священник Родион Петриков.
25 ноября. О благовествовании апостолов
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе».
О благовествовании апостолов, — священник Николай Дубинин.
25 ноября. Об истории Иконы Богородицы «Милостивая»
Сегодня 25 ноября. Церковь чтит Икону Богородицы «Милостивая».
О её истории, — священник Валерий Голод.