Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44
В только что прозвучавшем отрывке Евангельская история предлагает нам два образа. С одной стороны — это книжники. Речь идет о религиозных вождях еврейского народа. Это были люди образованные и уважаемые. Они имели большой авторитет среди своих соплеменников, так как прекрасно разбирались в законе. На богослужении они сидели на первых местах, во время застолья располагались ближе к виновнику торжества, в народных собраниях выполняли роль спикера или председателя. И отчасти подобный пафос был оправдан. Книжники были весьма благочестивы. Они не только знали закон, но и стремились тщательно исполнять все его многочисленные предписания. И, тем не менее, Господь призывает остерегаться их. Почему же?
Книжники были весьма высокого мнения о себе. В собственных глазах они были праведны и нравственно безупречны. Помимо этого, они всячески подчеркивали свою добродетельность: молились напоказ, носили длинные одежды, непременным атрибутом которых являлись кисточки по верхним краям. Эти кисточки назывались цицифы, то есть воскрилия. Согласно ветхозаветному закону, они напоминали евреям об особых отношениях с Богом. Книжники специально делали эти воскрилия слишком большими, чтобы лишний раз подчеркнуть свою исключительность. Еще одним способом заявить о своем благочестии была жертва. Каждый правоверный иудей стремился пожертвовать или на нужды храма, или на дела милосердия. Книжники стремились делать это напоказ. Как люди состоятельные они могли себе позволить выкладывать большие суммы, лишний раз тем самым заявляя о своей набожности.
С другой стороны, перед нами образ бедной вдовы. Вдовы и сироты были самым обездоленным классом израильского общества. Материально они целиком и полностью зависели от окружающих. Нередко жили на подаяние. А потому и жертвовать на храм зачастую не имели возможности. Ведь всегда оказывались перед выбором: или отдать то малое, чем обладали, или купить простой кусок хлеба, чтобы лечь спать, с горем пополам утолив голод. Женщина, о которой мы услышали сегодня, выбрала первое. А потому её жертва оказалась в разы весомей в глазах Божиих, чем те, которые приносили люди состоятельные.
Действительно, легко пожертвовать миллион, когда у тебя миллиард, легко отдать всё, когда ты понимаешь, что на твой широкий жест смотрит весь мир. И первое, и второе это не жертва, это приобретение ещё большей славы, популярности и уважения. Настоящая жертва — это когда с болью отрываешь от себя что-то своё, до боли родное. Настоящая жертва всегда совершается в тишине и безвестности. И чем больше этой боли и безвестности, тем большую ценность жертва имеет в глазах Бога, тем больше благодати наполняет сердце человека.