Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28
Для многих из нас настолько привычно разделение мира на светский и духовный, что мы и представить себе не можем, что возможно жить как-то иначе. Причем мы всей своей жизнью, всем существом, мы ощущаем, что настоящий мир, это мир видимый, осязаемый, мир быта. Напротив, мир духовный, горний кажется нам чем-то мало существенным, почти теоретическим, тонким, недостижимым… И мы все время живем в этой разделенности. Приходим к Богу, просим Его о чем-то, но при этом всё время ощущаем, что настоящая жизнь здесь. Проживая ее мы едим, пьем, работаем и отдыхаем, болеем и выздоравливаем. Именно за эту жизнь мы особенно переживаем. Да и как не переживать, если речь идет о здоровье или работе? И все же, интересно, что о спасении и общении с Богом мы переживаем значительно меньше.
При этом, именно та жизнь, за которую мы так переживаем, меньше всего поддается нашему контролю, в ней сложнее всего обрести счастье, оно постоянно от нас ускользает. Человек существо мятущееся, ему сложно успокоиться.
Неверующие люди давно привыкли к тому, что верующие твердят о том, что в мире счастья не найти, что он полон бед и скорбей… И им кажется все это какой-то глубокой неправдой. Почему же не найти? Ведь есть же и в простой жизни радость! Есть отблески счастья! И это действительно так. Мир не прост, но и не настолько ужасен, как иногда о нем говорят. Будучи пленен грехом, он не перестал быть творением Божиим и люди не перестали стремиться к добру, хоть и понимают его по-разному. Это, последнее, очень важно. Мы действительно чувствуем, что в окружающем мире, несмотря на всю его обыденность, в гуще самых простых ситуаций можно прикоснуться к чему-то глубокому и не приходящему.
Сегодняшнее чтение наверное одно из самых известных. В нем противопоставляется два подхода к жизни: один олицетворяет Марфа, а другой – Мария, деятельный и созерцательный. Христос приходит к ним в дом и начинает говорить. В это время, одна начала заниматься столом, а другая села и стала слушать учителя, чем, конечно, вызвала гнев сестры. Однако, Христос поддержал именно младшую и сказал, что она избрала благую часть, которая останется с ней.
Кажется, что такие слова были бы обидны всякой хозяйке, которая суетится, встречая дорогого гостя. Да и не только ей, но и всем хозяйкам, которым поведение Марфы ближе. И ведь Мария действительно может вызвать возмущение: пришел гость, а она села и стала его слушать вместо того, чтобы помогать его встретить.
Почему же Христос отвечает Марфе именно так?
Во-первых, потому что главное для него, это спасение человека, а не то, будет ли Он выглядеть в его глазах вежливым и учтивым.
Но самое главное – Христос уточняет, чем часть Марии лучше: она не отнимется от нее. Т.е. не будет уничтожена всепоглощающим потоком времени, не сотрется из памяти, не забудется…
Есть люди, которые считают, что духовная жизнь – это витание в облаках. И вместо того, чтобы думать о возвышенном, которого не потрогать руками, лучше думать о чем-то практичном, надежном, земном. Однако же все это проходит, всему, даже самым надежным вещам приходит свое время… По крайней мере в этом мире.
Значит ли это, что временное не важно? Нет, не значит. Из других мест Священного Писания мы знаем что были женщины, которые служили Христу своим имением, что Он ел и пил, бывал в гостях, одевался. И все же, в Его жизни отчетливо видно что для Него главное, а что второстепенное.
Но Он Бог, — скажем мы. А мы люди, мы погружены во временное, нам не до вечного. И вот в сегодняшнем чтении мы слышим о той, которая послужила Христу гораздо больше, чем Марфа. Мы слышим о Его матери, которая Его родила и вскормила. И все же, Он называет ее блаженной не поэтому, но потому что Она слышала слово Божие и хранила Его.