Иногда можно услышать недоуменный возглас в адрес православных: «Ну что вы все время ругаете общество потребления? Подумаешь, люди любят покупать вещи? Что тут такого уж опасного?» Недавно, я на собственном примере понял, что тут опасного.
У музыкальной группы, в которой я играю, появился собственный стилист —прекрасная профессиональная и творческая девушка. Раньше каждый одевался на концерт, как хотел. А теперь, чтобы был единый стиль и на группу было приятно смотреть, наш стилист ведет нас в магазин и выбирает для нас вещи типа: «Тебе нужны вот такие джинсы и к ним вот такая рубашка».
Вот тут-то как раз и возникает первая опасность. Раньше я никогда не обращал внимания на витрины магазинов с одеждой, я покупал вещи изредка и по необходимости. Я в принципе не рассуждал в категориях типа «свитер такого-то цвета подойдет к джинсам такого-то». Потому-что серые и темные вещи, которых в моем гардеробе большинство, в общем-то подходят ко всему. Но теперь для меня как будто открылся новый источник искушений: раньше витрины казались безликими, а теперь я то и дело выхватываю взглядом ту или иную вещь и думаю: а может, она мне нужна? А может купить? Я в ужасе. Раньше от такого рода мыслей я был совершенно свободен, меня это не волновало — и мне хорошо жилось. Вот так вещи порабощают человека.
А недавно был концерт, где я выступал в ярко зеленом свитере, удачно подобранном нашим стилистом. После концерта зрители подходили и — ни слова о музыке, ни слова о песнях, ни слова о самом концерте, но все как один сказали: «Какой у тебя классный свитер!»
И я понял: да, музыкальная группа должна быть одета в едином стиле — таков закон сцены. Вот только есть в этом горькая ирония: раньше между мной и публикой были только эмоции и песни. А теперь между нами в буквальном смысле слова встала одежда. Вот такое вот общество потребления, где вещи оказываются сильнее человека.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема