В гостях у программы "Материнский капитал" Светлана Носачёва, президент фонда защиты и поддержки инвалидов "Без Барьеров".
С.Бакалеева:
— Здравствуйте, это :программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. Все мы привыкли к словосочетанию «мама с коляской», но ведь среди нас еще есть мамы на колясках – те мамы, которые передвигаются с помощью инвалидных кресел. Как они живут, какие трудности у них возникают, я хочу спросить у нашей гостьи Светланы Носачевой, здравствуйте, Света!
С.Носачева:
— Здравствуйте.
С.Бакалеева:
— Наши слушатели Вас не видят, я хочу сказать, что Вы тоже мама и тоже передвигаетесь с помощью кресла, правда?
С.Носачева:
— Да.
С.Бакалеева:
— Но, кроме того, Вы президент фонда защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров», поэтому к Вам у меня много-много вопросов.
С.Носачева:
— У нас с вами одна проблема – это коляска, не важно, какая.
С.Бакалеева:
— Да, коляска в городе – это действительно проблема, это знают все мамы. Скажите, пожалуйста, Света, Вы и по своему опыту знаете и по опыту тех женщин, которые к Вам обращаются, как к юристу, как к президенту фонда, скажите, какие проблемы больше всего возникают у женщин на колясках, то есть с чего начинать?
С.Носачева:
— Давайте разделим на три основные проблемы. Первое, это девочки с инвалидностью, те, которые планируют только семью, те, которые должны знать о половой жизни что-то, вообще о детях, о семье, о том, как планировать ребенка и так далее. Вторая проблема – это когда женщина уже беременная и находится в этом состоянии, ей надо как-то маленького ребенка поднимать. И третья проблема – это отношение общества, отношение нашего медперсонала к данной ситуации. Это три основные проблемы.
С.Бакалеева:
— Вы сказали, что девочкам с инвалидностью нужно задумываться. С какого возраста им нужно задумываться о том, как планировать семью?
С.Носачева:
— Ну, Вы знаете, вообще воспитание девочки, оно с детства проходит – это и семья, и школа, и окружение ее. В этом плане, допустим, девочки с инвалидностью, они немного ограничены в общении. И в основном, если они находятся…
С.Бакалеева:
— Они ограничены не потому, что не умеют, не могут, а просто не имеют возможности.
С.Носачева:
— Конечно, в силу ситуации, да, потому что некоторые из них живут в семье и мало выходят, общаются с обществом, кто-то живет в интернатах, у них тоже какой-то ограниченный круг общения. И в данном случае у ребенка не вполне сформирована картина мира и она не до конца представляет себе, как планировать семью, как вообще строить ее, иметь детей, или не иметь и вообще, что с этим делать.
С.Бакалеева:
— Скажем, девочка живет в семье, что бы Вы посоветовали родителям? Больше говорить с ней, больше показывать, может быть каких-то… обсуждать художественные фильмы хорошие, качественные, может быть искать пути выходить чаще из дома?
С.Носачева
— Из дома, конечно, нужно чаще выходить, а потом, ну все-таки девочка видит, что происходит в семье, прежде всего, как взаимодействуют родители между собой – папа и мама. Потом девочка, конечно, видит то, что приносится в круг того общения, с кем она общается.
С.Бакалеева
— То есть она видит тех людей, которые приходят к ним в дом, можно же приглашать в гости, не только самим выбираться.
С.Носачева
— Конечно, можно приглашать людей в гости. Но, проблема остается проблемой, нет именно консультационных каких-то мероприятий, услуг, как это называется…
С.Бакалеева
— А есть возможность для такого общения. Ну, скажем, решили родители проблему с выходом из дома, да, там они приспособились к этому, хотя мы будем об этом говорить, это, наверное, одна из самых больных таких проблем – передвижение по городу… Есть ли клубы, центры, где можно просто общаться спокойно?
С.Носачева
— Сейчас, конечно, создается много клубов и реабилитационных центров, где не только дети, но и уже подростки, и взрослые…
С.Бакалеева
— Да, это же очень важно – межвозрастное общение тоже.
С.Носачева
— Конечно, есть да, сейчас такие центры. Но проблема еще заключается в чем – у девочки, да, или у женщины с инвалидностью, у нее свои проблемы инвалидности и у нее общение с обществом все-таки на какой-то грани происходит, что-то… как сказать, не то что у здоровых, у них более свободное общение. Тут все-таки есть…
С.Бакалеева
— В смысле у них больше выбор для круга общения?
С.Носачева
— Да, больше выбор и нет комплексов каких-то, может быть, в этом плане, конечно, у девочки с инвалидностью все гораздо сложнее. И вот эта проблема общения, еще проблема общения с противоположным полом – это очень такие две большие проблемы, которые накладываются друг на друга.
С.Бакалеева:
— А Вы за общение внутри… инвалидов с инвалидами, или по-моему, это называется инклюзивным обучением, да, то есть, когда обучаются разные дети все вместе в школе. Скажем, если мы говорим о школе, но школа – это же и центр общения, мы понимаем.
С.Носачева:
— Вы знаете, я лично, за выбор, потому что в каждой ситуации, в каждой семье разные ситуации, есть разные инвалидности и семья, в том числе ребенок принимают сами решение. Потому что где-то ребенку лучше в инклюзивной школе, когда он со всеми учится, а где-то, ему может быть это вообще противопоказано и он лучше обучится в специализированной школе. Потому что примеров масса и такого обучения, и такого.
С.Бакалеева:
— А какие могут быть подводные камни, то есть, кому не показано такое инклюзивное обучение?
С.Носачева:
— Это решает лично семья, как обучаться. Потому что у нас вообще дети достаточно жестокие, здоровые жестокие, а если среди них инвалид, не известно, как он будет общаться и что ему лучше, тут учиться, или в другом месте. Может быть, если он перейдет в другую школу, у него совсем другие будут отношения, но в данной ситуации, да, может быть совершенно все по-другому.
С.Бакалеева:
— То есть, если отношения не сложились, лучше уйти?
С.Носачева:
— Опять-таки, я не могу советовать, это принимает решение семья. Но должен быть выбор, однозначно. То есть нельзя закрывать специализированные школы, открывать только инклюзивные, должен быть выбор.
С.Бакалеева:
— Давайте о той самой проблеме передвижения, ведь, действительно, она стоит перед взрослыми инвалидами, перед детьми инвалидами. Какие… мы люди, которые на своих двоих передвигаемся, мы, даже не задумываемся, наверное, об этом, а с чем приходится сталкиваться вам?
С.Носачева:
— Вы знаете, вы скорее всего задумываетесь об этом, когда вы везете ребенка в коляске. И прежде всего, я почему сказала, что мы с вами схожи, у вас коляска и у нас коляска. Потому что те же самые бордюры, те же самые лестницы, те же самые пандусы, которые построены у нас вертикально, не по нормам, вы точно так же преодолеваете со своими детьми. В принципе, это основная проблема.
С.Бакалеева:
— А что-то меняется за последнее время?
С.Носачева:
— Ну, меняется, конечно меняется. Это же видно и по городу, что меняется и желтенькие вот эти съезды мы все прекрасно видим в каждом районе и пандусы появились.
С.Бакалеева:
— Но они действительно удобные желтые съезды, они работают?
С.Носачева:
— Насчет этого я не могу Вам сказать однозначно, потому что, ну где-то, может быть процентов 80 из них вообще непотребные. Ну, 20 процентов еще кое-как сделаны.
С.Бакалеева:
— В смысле, что они в неподходящем месте сделаны?
С.Носачева:
— Во-первых, они…
С.Бакалеева:
— Или они плохо сделаны?
С.Носачева:
— Изначально они мешают проходу обычных граждан, понимаете, эти съезды сделаны несуразно, кто их проектировал, вообще непонятно. То есть, если есть какой-то определенный путь передвижения, вот человек идет и вдруг на его пути вот этот косой съезд. Совершенно непонятно, зачем он здесь сделан, то есть изначально нужно умно проектировать. Потом, нужно понимать, куда ты собственно говоря вкладываешь деньги, ведь это деньги наши, это деньги налогоплательщиков, в том числе в Москве. Мы все вкладываемся в эти дорожные работы и они вот таким образом делаются, просто обидно.
С.Бакалеева:
— К году равных возможностей, по-моему, такой был год в Москве у нас, появилось много подъемных лифтов, или как правильно, подъемники. Но сейчас они все на замке по моим наблюдениям, а по Вашим?
С.Носачева:
— Такая проблема существует, даже сейчас проходила акция в сентябре, журнал «Большой город» организовывал, это прогулка на колясках инвалидов, в том числе со знаменитыми людьми и один такой лифт мы встретили…
С.Бакалеева:
— То есть просто знаменитым людям предлагалось посидеть в коляске и попробовать передвигаться?
С.Носачева:
— И посидеть в коляске и просто пройтись в качестве поддержки с инвалидами, вдоль Тверской улицы, в этом году была Тверская улица. И мы такой один лифт нашли, девочка поехала со своим сыном на руках на коляске и прямо в этом лифте застряла. То есть, ее благополучно, конечно, вынули…
С.Бакалеева:
— Очень красноречиво.
С.Носачева:
— В общем вот так у нас работают лифты, наверное, ими не очень часто пользуются. Подъемники где-то стоят и где-то они тоже ломаются. Где-то проблема в том, что не могут их и на баланс сдать, и подключить, ну это, конечно, очень большая проблема.
С.Бакалеева:
— То есть, это все на словах было, да?
С.Носачева:
— Это все, знаете, это все хозяйственные мероприятия, кто-то за это должен отвечать. У нас никто не за что в Москве не отвечает.
С.Бакалеева:
— Мало просто провозгласить, что мы сделали. Даже, мало сделать, как выясняется, нужно, чтобы это было грамотно. Но хоть что-то, какие-то были грамотные решения? Что-то изменилось к лучшему?
С.Носачева:
— Вы знаете, я могу отметить большие крупные торговые центры, да, это, ну не будем рекламу делать, большие крупные торговые центры, в принципе они идут в ногу со временем. Они делают и хорошие парковки, правда у нас граждане не очень ответственные паркуются на этих местах, но тем не менее, парковки есть, въезды все беспрепятственные, везде стоят лифты, лифты, кстати тоже бывает порожек около лифта сантиметров 15, но не важно, лифты есть.
С.Бакалеева:
— То есть, лифт есть, но в него невозможно забраться.
С.Носачева:
— Опять-таки хозяйственная деятельность внутри организации – это проблема. Но вот, тем не менее, именно крупные торговые центры, можно отметить, они делают это.
С.Бакалеева:
— Там все это работает, да? То есть лифты работают, пандусы не разболтаны?
С.Носачева:
— Все работает. Что касается госструктур, тут вообще очень плачевная ситуация и, конечно, делаются пандусы и в поликлиниках, и в управах, во всех наших социальных сферах. Но делаются они так, что хочется плакать.
С.Бакалеева:
— Печально, действительно печально. Давайте вернемся к тому, что мы начали говорить о планировании семьи, о том, что хорошо бы девочке с инвалидностью, утверждаете Вы, задуматься, или может быть родителям, или может быть воспитателям, педагогам говорить с этими девочками о планировании семьи. Почему это так важно?
С.Носачева:
— Ну, потому что ей нужно как-то продолжать свою жизнь и задуматься с кем она по жизни пойдет рука об руку, то есть какую-то вторую половинку ей захочется когда-то, познакомиться с кем-то, захочется заиметь вторую половину и в том числе захочется иметь детей. Вот поэтому, должно быть какое-то просвещение именно этой категории граждан – какие трудности, какие опасения могут быть, что касается заболевания данного ребенка, какие могут быть последствия этой беременности, если она захочет забеременеть. То есть тут нужно рассматривать очень много нюансов, в том числе психологические проблемы, которые существуют у инвалидов, у всех инвалидов существуют психологические проблемы и с ними надо работать.
С.Бакалеева:
— Эти проблемы могут, Вы имеете в виду, помешать созданию семьи, брака, да?
С.Носачева:
— Семьи, конечно. Ну, это отношения между полов, отношения с противоположным полом.
С.Бакалеева:
— Ну а о чем? Я поняла, что хорошо бы знать каждому человеку о… ну если не о течении, то об особенностях своего заболевания, да, как может оно повлиять на будущую беременность, скажем, да, как может оно отразиться на будущем ребенке, чтобы человек мог правильно сделать выбор, правильно, да?
С.Носачева:
— Да, конечно. В том числе тема контрацепции, которая тоже, ну я не знаю, для кого-то может быть вообще смешна, потому что, кто-то вообще не знает, что это такое. Даже здоровые люди не знают, да, девочки подростки, они не знают, что это такое, а инвалиды могут просто не задумываться об этом, если они живут, допустим, в каких-то специализированных учреждениях. У них может случиться какой-то случайный секс и никто не застрахован, а результат может быть беременность вполне.
С.Бакалеева:
— Спасибо большое, Светлана. У нас в гостях была Светлана Носачева – президент общественного фонда правовой защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров».
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра наша Церковь будет праздновать Рождество Христово, мы шли к этому празднику с конца осени, с той поры, когда начался Рождественский пост. По мере приближения к Рождеству Христову Церковь всё больше концентрирует наше внимание на Грядущем в мир Спасителе. Среди прочего, Церковь вспоминает всех тех людей, вера которых позволила Богу стать Человеком. Об этих людях и об их вере повествует 11-й глава Послания святого апостола Павла к Евреям. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Если смотреть на Священное Писание критическим взглядом, обладая при этом необходимыми историческими знаниями, то можно с лёгкостью описать все те удивительные события, основанием которых Писание видит веру, как события, не выходящие за рамки обычной человеческой жизни. Впрочем, тайна веры в этом и заключается: она себя не навязывает, а потому её невозможно подвергнуть верификации, и то, что христиане воспринимают верой, светский мир пытается постигать с использованием совсем иных инструментов, в перечне которых нет и намёка на веру. Но мы не станем сейчас пускаться в размышления о различиях двух этих путей познания, мы поговорим о том, о чём нас призвал поразмышлять только что прозвучавший отрывок Послания к Евреям: о торжестве веры.
Сегодня мы вспоминаем тех людей, которых Церковь в своём богослужении именует «святыми отцами», в данном случае такое наименование означает, что эти библейские герои сумели пронести веру через все испытания, они не соблазнились какими-то иными путями, и, более того, их вера стала примером для всех последующих поколений людей, и в этом смысле они отцы для всех верующих. Любой зрелый христианин прекрасно понимает, что вера — очень нестабильна, и все мы непрестанно колеблемся между верой и неверием. Особенно же сильно наши колебания бывают заметны в периоды испытаний, здесь можно вспомнить известные размышления о том, что очень легко быть верующим в радости, и почти невозможно в горе, и как мы помним из Евангелия, даже Господь наш Иисус Христос ощущал богооставленность в самые трагические минуты Своей земной жизни.
Так или иначе, но с подобным «молчанием Бога» сталкивается любой христианин. Что нам может помочь? Конечно же, в первую очередь это примеры Священного Писания, они дают нам понимание того, что переживаемая нами богооставленность — закономерна и естественна, она не будет длиться вечно, ну а святые библейские герои, упомянутые в прозвучавшем сегодня апостольском отрывке, могут нам помочь пережить тяжёлый период не только указанием на собственный пример, но и молитвенным о нас предстательством перед Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Олег Сенин
Хочу начать с отрывков из письма дорогого мне человека и поэта Валентины Патроновой (её стихи звучат в эфире «Радио Вера»), — и письма, присланного ею другу нашей программы, создателю «Календаря поэзии» в «Российской газете» — писателю и журналисту Дмитрию Шеварову.
Это письмо Валентина написала летом 2023 года под впечатлением встречи в поселковом храме, куда она, теряющая зрение, пришла на литургию.
«Читалось Евангелие», — пишет Валя, — «...в тему моей печали — „Светильник телу есть око“». Читаю дальше. «...И вдруг на амвоне — знакомая фигура с палочкой, в чёрном подряснике. Олег Михайлович Сенин, проповедник и поэт. Почти ничего не видит. Различает только солнечный свет. Преподавал в Тульской семинарии, катехизатор, а в прошлом — осуждённый по диссидентской статье бунтарь и революционер. В колонии Олег Михайлович пришёл к вере. Наступило прозрение. Но там же он начал необратимо терять зрение физическое. Это не помешало ему впоследствии писать стихи, проповедовать, заниматься благотворительностью, преподавать...» Конец цитаты.
Приостанавливая чтение письма Валентины Патроновой, обращусь к стихам Олега Сенина. Я, кстати, записал эту программу осенью, в октябре...
В октябре, на рассвете, кричат петухи
За решёткою, в сини вселенной.
Удивлённым дитём,
Чрез порог преступив,
Я вхожу в Божий мир
С ощущеньем нетленья.
Кто-то слабой рукою раскрыл часослов,
Где-то сосны немеют, как юные вдовы, —
Всё пустой наговор, мир совсем не таков,
Как напишут о нём впопыхах суесловы.
И, на час отпросясь,
В катакомбном тепле,
Я со свечкой в руке, весь в слезах, цепенею:
Кто-то вечный и ясный в оконном стекле
Мне такое открыл, что изречь не посмею.
Олег Сенин, «Грёзы»
Уроженец Рязанской земли, отец троих детей и дед целого отряда внуков, автор ряда книг и герой десятка телефильмов, раб Божий Олег пришёл в православие из адвентизма (это религиозное движение протестантского толка).
В проникновенном тексте, названном «Краткое слово о моей жизни» Олег Сенин пишет: «...В марте 1996 года, после искреннего покаяния, я был возвращён в лоно Православной Церкви через чин присоединения...»
И — в самом конце: «Малые свои силы и дарования стараюсь употребить на служение людям, Отечеству и Господу». Конец цитаты.
Возвращусь к лирике Олега Михайловича Сенина.
Последние листы, познавши одиночество
На утончённой наготе ветвей,
Взирают грустно на упадок зодчества, —
Удел безрадостный всех поздних октябрей.
Земля соцветий, уступив из робости
Канунам и итогам плодородия,
Имеет вид торжественной суровости,
Столь неразлучный с моею скорбной родиной.
И только небо, вечно осиянное,
В своём порыве всех дарить надеждой,
Пророчит ей обновы сребротканные
И белизну, невиданную прежде.
Олег Сенин, «Осенняя земля». Из цикла «Господь мой, бессмертный и крепкий...»
В послании писательницы Валентины Патроновой, встретившей Сенина в храме Святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Дубна Тульской области (с фрагментов из её письма я начал программу), есть такие слова:
«...Олег Михайлович путешествует по всей митрополии, несёт Божье слово. Его проникновенные проповеди со стихами — русских классиков и собственными — прихожане слушают, замерев. Стихами он дышит...» Конец цитаты.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Николай Смирнов
...В 2023 году, в вологодском издательстве «Древности Севера», вышла небольшая, изящно изданная книжка: «Где мёдом пахнут травы...»
Удивительно: ещё до всего, до фотографии автора, неизвестного мне Николая Смирнова, до заглавного титула — тут — стихотворение со строкой, по которой и назван сборник. Прочитал — и словно пахнуло детством, когда мы с бабушкой снимали в дальнем Подмосковье на лето дачу, днём гуляли по лесам да лугам и заходили в местную деревню, где я таращился на пастуха с верёвочным кнутом и на грозных петухов, похожих на индейских вождей. Со стихотворения и начну.
Я считаю родиной по праву
Этот уголок большой земли,
Где в июне мёдом пахнут травы
И гудят над травами шмели.
Милых так не любят, как вот эту,
Предками обжитую юдоль.
Оттого и в песнях у поэта
В каждой строчке радость, а не боль.
Мой зелёный мир бедой не тронут,
Снова я у родины в плену,
Снова окунулся в тихий омут,
Но не тороплюсь идти ко дну.
Прячусь от соседей и от мошки,
Пахну свежим сеном и дымком,
И стихи как чёрствые лепёшки
Запиваю тёплым молоком.
Николай Смирнов. «Я считаю родиной по праву...», конец 1950-х — начало 1960 годов. Из книги 2023 года «Где мёдом пахнут травы...»
На обороте открывающего книгу стихотворения — фотография юноши, словно бы из старых советских фильмов: зачёсанные наверх волосы, открытый взгляд, и поверх кофты-«олимпийки» — рабочий пиджак...
Его открыли читателю женщины-землячки поэта по Шекснинскому району Вологодской области да Великому Устюгу — библиотекарь Татьяна Иванова, учитель-логопед Валентина Жукова, другие подвижницы.
Земляк Николая Рубцова (Смирнов был старше на поколение), закончивший семь классов подросток Великой войны; трудолюбивый самоучка-стихотворец Коля Смирнов — не успел состояться на литературном «поле» в свой срок.
Из тридцати шести лет короткой жизни — поэта не стало зимой 1965-го года — последние пятнадцать он страдал тяжёлой формой туберкулёза...
И всё время писал стихи: о родном крае и любви, об отгремевшей войне и русских людях; о благословенной нашей природе. Вослед Пушкину («Евгения Онегина» Николай знал наизусть) — он непрерывно и горячо пробуждал «чувства добрые»: простыми, красивыми, строгими словами.
...Вторя умирающему звуку,
Раненое сердце бередя,
Шелестит про вечную разлуку
Слёзная мелодия дождя.
Я сольюсь душою с этим краем,
В запахах и звуках растворюсь,
Встану над рекой в тумане раннем
И дождём над озимью прольюсь.
Выпью через край хмельные росы,
Расцвету ромашкою в траве,
И меня вплетёт в тугие косы
Девушка с венком на голове.
Николай Смирнов. Из стихотворения «Я и в горе рад всему родному...», 1957 год.
Однажды Коля Смирнов решился отправить из своей деревни Ходырево в соседнюю Вологду стихотворную рукопись. Она попала в руки писателю-классику Василию Белову. «Эти стихи... написаны рукой человека, стоящего совсем близко к подлинному мастерству», — откликнулся в своей рецензии Василий Иванович.
Вот этими словами я и завершу сегодняшний выпуск нашей программы, ещё раз порадовавшись открытию имени и стихов проникновенного приволжского поэта — Николая Смирнова.
Все выпуски программы Рифмы жизни