В гостях у программы "Материнский капитал" Светлана Носачёва, президент фонда защиты и поддержки инвалидов "Без Барьеров".
С.Бакалеева:
— Здравствуйте, это :программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. Все мы привыкли к словосочетанию «мама с коляской», но ведь среди нас еще есть мамы на колясках – те мамы, которые передвигаются с помощью инвалидных кресел. Как они живут, какие трудности у них возникают, я хочу спросить у нашей гостьи Светланы Носачевой, здравствуйте, Света!
С.Носачева:
— Здравствуйте.
С.Бакалеева:
— Наши слушатели Вас не видят, я хочу сказать, что Вы тоже мама и тоже передвигаетесь с помощью кресла, правда?
С.Носачева:
— Да.
С.Бакалеева:
— Но, кроме того, Вы президент фонда защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров», поэтому к Вам у меня много-много вопросов.
С.Носачева:
— У нас с вами одна проблема – это коляска, не важно, какая.
С.Бакалеева:
— Да, коляска в городе – это действительно проблема, это знают все мамы. Скажите, пожалуйста, Света, Вы и по своему опыту знаете и по опыту тех женщин, которые к Вам обращаются, как к юристу, как к президенту фонда, скажите, какие проблемы больше всего возникают у женщин на колясках, то есть с чего начинать?
С.Носачева:
— Давайте разделим на три основные проблемы. Первое, это девочки с инвалидностью, те, которые планируют только семью, те, которые должны знать о половой жизни что-то, вообще о детях, о семье, о том, как планировать ребенка и так далее. Вторая проблема – это когда женщина уже беременная и находится в этом состоянии, ей надо как-то маленького ребенка поднимать. И третья проблема – это отношение общества, отношение нашего медперсонала к данной ситуации. Это три основные проблемы.
С.Бакалеева:
— Вы сказали, что девочкам с инвалидностью нужно задумываться. С какого возраста им нужно задумываться о том, как планировать семью?
С.Носачева:
— Ну, Вы знаете, вообще воспитание девочки, оно с детства проходит – это и семья, и школа, и окружение ее. В этом плане, допустим, девочки с инвалидностью, они немного ограничены в общении. И в основном, если они находятся…
С.Бакалеева:
— Они ограничены не потому, что не умеют, не могут, а просто не имеют возможности.
С.Носачева:
— Конечно, в силу ситуации, да, потому что некоторые из них живут в семье и мало выходят, общаются с обществом, кто-то живет в интернатах, у них тоже какой-то ограниченный круг общения. И в данном случае у ребенка не вполне сформирована картина мира и она не до конца представляет себе, как планировать семью, как вообще строить ее, иметь детей, или не иметь и вообще, что с этим делать.
С.Бакалеева:
— Скажем, девочка живет в семье, что бы Вы посоветовали родителям? Больше говорить с ней, больше показывать, может быть каких-то… обсуждать художественные фильмы хорошие, качественные, может быть искать пути выходить чаще из дома?
С.Носачева
— Из дома, конечно, нужно чаще выходить, а потом, ну все-таки девочка видит, что происходит в семье, прежде всего, как взаимодействуют родители между собой – папа и мама. Потом девочка, конечно, видит то, что приносится в круг того общения, с кем она общается.
С.Бакалеева
— То есть она видит тех людей, которые приходят к ним в дом, можно же приглашать в гости, не только самим выбираться.
С.Носачева
— Конечно, можно приглашать людей в гости. Но, проблема остается проблемой, нет именно консультационных каких-то мероприятий, услуг, как это называется…
С.Бакалеева
— А есть возможность для такого общения. Ну, скажем, решили родители проблему с выходом из дома, да, там они приспособились к этому, хотя мы будем об этом говорить, это, наверное, одна из самых больных таких проблем – передвижение по городу… Есть ли клубы, центры, где можно просто общаться спокойно?
С.Носачева
— Сейчас, конечно, создается много клубов и реабилитационных центров, где не только дети, но и уже подростки, и взрослые…
С.Бакалеева
— Да, это же очень важно – межвозрастное общение тоже.
С.Носачева
— Конечно, есть да, сейчас такие центры. Но проблема еще заключается в чем – у девочки, да, или у женщины с инвалидностью, у нее свои проблемы инвалидности и у нее общение с обществом все-таки на какой-то грани происходит, что-то… как сказать, не то что у здоровых, у них более свободное общение. Тут все-таки есть…
С.Бакалеева
— В смысле у них больше выбор для круга общения?
С.Носачева
— Да, больше выбор и нет комплексов каких-то, может быть, в этом плане, конечно, у девочки с инвалидностью все гораздо сложнее. И вот эта проблема общения, еще проблема общения с противоположным полом – это очень такие две большие проблемы, которые накладываются друг на друга.
С.Бакалеева:
— А Вы за общение внутри… инвалидов с инвалидами, или по-моему, это называется инклюзивным обучением, да, то есть, когда обучаются разные дети все вместе в школе. Скажем, если мы говорим о школе, но школа – это же и центр общения, мы понимаем.
С.Носачева:
— Вы знаете, я лично, за выбор, потому что в каждой ситуации, в каждой семье разные ситуации, есть разные инвалидности и семья, в том числе ребенок принимают сами решение. Потому что где-то ребенку лучше в инклюзивной школе, когда он со всеми учится, а где-то, ему может быть это вообще противопоказано и он лучше обучится в специализированной школе. Потому что примеров масса и такого обучения, и такого.
С.Бакалеева:
— А какие могут быть подводные камни, то есть, кому не показано такое инклюзивное обучение?
С.Носачева:
— Это решает лично семья, как обучаться. Потому что у нас вообще дети достаточно жестокие, здоровые жестокие, а если среди них инвалид, не известно, как он будет общаться и что ему лучше, тут учиться, или в другом месте. Может быть, если он перейдет в другую школу, у него совсем другие будут отношения, но в данной ситуации, да, может быть совершенно все по-другому.
С.Бакалеева:
— То есть, если отношения не сложились, лучше уйти?
С.Носачева:
— Опять-таки, я не могу советовать, это принимает решение семья. Но должен быть выбор, однозначно. То есть нельзя закрывать специализированные школы, открывать только инклюзивные, должен быть выбор.
С.Бакалеева:
— Давайте о той самой проблеме передвижения, ведь, действительно, она стоит перед взрослыми инвалидами, перед детьми инвалидами. Какие… мы люди, которые на своих двоих передвигаемся, мы, даже не задумываемся, наверное, об этом, а с чем приходится сталкиваться вам?
С.Носачева:
— Вы знаете, вы скорее всего задумываетесь об этом, когда вы везете ребенка в коляске. И прежде всего, я почему сказала, что мы с вами схожи, у вас коляска и у нас коляска. Потому что те же самые бордюры, те же самые лестницы, те же самые пандусы, которые построены у нас вертикально, не по нормам, вы точно так же преодолеваете со своими детьми. В принципе, это основная проблема.
С.Бакалеева:
— А что-то меняется за последнее время?
С.Носачева:
— Ну, меняется, конечно меняется. Это же видно и по городу, что меняется и желтенькие вот эти съезды мы все прекрасно видим в каждом районе и пандусы появились.
С.Бакалеева:
— Но они действительно удобные желтые съезды, они работают?
С.Носачева:
— Насчет этого я не могу Вам сказать однозначно, потому что, ну где-то, может быть процентов 80 из них вообще непотребные. Ну, 20 процентов еще кое-как сделаны.
С.Бакалеева:
— В смысле, что они в неподходящем месте сделаны?
С.Носачева:
— Во-первых, они…
С.Бакалеева:
— Или они плохо сделаны?
С.Носачева:
— Изначально они мешают проходу обычных граждан, понимаете, эти съезды сделаны несуразно, кто их проектировал, вообще непонятно. То есть, если есть какой-то определенный путь передвижения, вот человек идет и вдруг на его пути вот этот косой съезд. Совершенно непонятно, зачем он здесь сделан, то есть изначально нужно умно проектировать. Потом, нужно понимать, куда ты собственно говоря вкладываешь деньги, ведь это деньги наши, это деньги налогоплательщиков, в том числе в Москве. Мы все вкладываемся в эти дорожные работы и они вот таким образом делаются, просто обидно.
С.Бакалеева:
— К году равных возможностей, по-моему, такой был год в Москве у нас, появилось много подъемных лифтов, или как правильно, подъемники. Но сейчас они все на замке по моим наблюдениям, а по Вашим?
С.Носачева:
— Такая проблема существует, даже сейчас проходила акция в сентябре, журнал «Большой город» организовывал, это прогулка на колясках инвалидов, в том числе со знаменитыми людьми и один такой лифт мы встретили…
С.Бакалеева:
— То есть просто знаменитым людям предлагалось посидеть в коляске и попробовать передвигаться?
С.Носачева:
— И посидеть в коляске и просто пройтись в качестве поддержки с инвалидами, вдоль Тверской улицы, в этом году была Тверская улица. И мы такой один лифт нашли, девочка поехала со своим сыном на руках на коляске и прямо в этом лифте застряла. То есть, ее благополучно, конечно, вынули…
С.Бакалеева:
— Очень красноречиво.
С.Носачева:
— В общем вот так у нас работают лифты, наверное, ими не очень часто пользуются. Подъемники где-то стоят и где-то они тоже ломаются. Где-то проблема в том, что не могут их и на баланс сдать, и подключить, ну это, конечно, очень большая проблема.
С.Бакалеева:
— То есть, это все на словах было, да?
С.Носачева:
— Это все, знаете, это все хозяйственные мероприятия, кто-то за это должен отвечать. У нас никто не за что в Москве не отвечает.
С.Бакалеева:
— Мало просто провозгласить, что мы сделали. Даже, мало сделать, как выясняется, нужно, чтобы это было грамотно. Но хоть что-то, какие-то были грамотные решения? Что-то изменилось к лучшему?
С.Носачева:
— Вы знаете, я могу отметить большие крупные торговые центры, да, это, ну не будем рекламу делать, большие крупные торговые центры, в принципе они идут в ногу со временем. Они делают и хорошие парковки, правда у нас граждане не очень ответственные паркуются на этих местах, но тем не менее, парковки есть, въезды все беспрепятственные, везде стоят лифты, лифты, кстати тоже бывает порожек около лифта сантиметров 15, но не важно, лифты есть.
С.Бакалеева:
— То есть, лифт есть, но в него невозможно забраться.
С.Носачева:
— Опять-таки хозяйственная деятельность внутри организации – это проблема. Но вот, тем не менее, именно крупные торговые центры, можно отметить, они делают это.
С.Бакалеева:
— Там все это работает, да? То есть лифты работают, пандусы не разболтаны?
С.Носачева:
— Все работает. Что касается госструктур, тут вообще очень плачевная ситуация и, конечно, делаются пандусы и в поликлиниках, и в управах, во всех наших социальных сферах. Но делаются они так, что хочется плакать.
С.Бакалеева:
— Печально, действительно печально. Давайте вернемся к тому, что мы начали говорить о планировании семьи, о том, что хорошо бы девочке с инвалидностью, утверждаете Вы, задуматься, или может быть родителям, или может быть воспитателям, педагогам говорить с этими девочками о планировании семьи. Почему это так важно?
С.Носачева:
— Ну, потому что ей нужно как-то продолжать свою жизнь и задуматься с кем она по жизни пойдет рука об руку, то есть какую-то вторую половинку ей захочется когда-то, познакомиться с кем-то, захочется заиметь вторую половину и в том числе захочется иметь детей. Вот поэтому, должно быть какое-то просвещение именно этой категории граждан – какие трудности, какие опасения могут быть, что касается заболевания данного ребенка, какие могут быть последствия этой беременности, если она захочет забеременеть. То есть тут нужно рассматривать очень много нюансов, в том числе психологические проблемы, которые существуют у инвалидов, у всех инвалидов существуют психологические проблемы и с ними надо работать.
С.Бакалеева:
— Эти проблемы могут, Вы имеете в виду, помешать созданию семьи, брака, да?
С.Носачева:
— Семьи, конечно. Ну, это отношения между полов, отношения с противоположным полом.
С.Бакалеева:
— Ну а о чем? Я поняла, что хорошо бы знать каждому человеку о… ну если не о течении, то об особенностях своего заболевания, да, как может оно повлиять на будущую беременность, скажем, да, как может оно отразиться на будущем ребенке, чтобы человек мог правильно сделать выбор, правильно, да?
С.Носачева:
— Да, конечно. В том числе тема контрацепции, которая тоже, ну я не знаю, для кого-то может быть вообще смешна, потому что, кто-то вообще не знает, что это такое. Даже здоровые люди не знают, да, девочки подростки, они не знают, что это такое, а инвалиды могут просто не задумываться об этом, если они живут, допустим, в каких-то специализированных учреждениях. У них может случиться какой-то случайный секс и никто не застрахован, а результат может быть беременность вполне.
С.Бакалеева:
— Спасибо большое, Светлана. У нас в гостях была Светлана Носачева – президент общественного фонда правовой защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров».
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема