
В конце тринадцатого века в глухих лесах под городом Курском охотники нашли икону Божией Матери «Знамение». Она лежала в корнях дерева и поэтому получила в народе название Коренная. Образ прославился чудотворениями. В 1597 году на месте его явления по указу царя Фёдора Иоанновича был основан монастырь Курская Коренная пустынь.
Первую церковь в обители освятили в честь праздника Рождества Богородицы. В начале семнадцатого века этот скромный деревянный храм удостоился внимания царя Бориса Годунова. Россию тогда поразил голод, и только Курская земля давала урожай и кормила столицу хлебом. Правитель счёл это милостью Богородицы по молитвам перед Её Курской Коренной иконой. В благодарность он пожаловал Богородице-Рождественской церкви, где хранился чудотворный образ, драгоценную утварь, ризы, иконы и богослужебные книги.
В 1615 году Коренную икону передали из лесной обители Рождества Богородицы в Знаменский мужской монастырь, находящийся в самом Курске. Перенесение святыни сделало её доступней для паломников. Тогда же установилась традиция ежегодно в девятую пятницу после Пасхи совершать Крестный ход из Знаменской обители в Курскую Коренную пустынь. Богомольцы проходили тридцать вёрст к целебному источнику, не иссякающему на месте явления иконы Божией Матери.
В восемнадцатом веке монастырь Рождества Богородицы существенно реконструировали. Вместо деревянной церквушки на территории появились каменные храмы. У стен обители построили Гостиный двор по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги. Здесь заработала Коренная ярмарка, ставшая по значимости второй в России после Нижегородской. Она позволяла монахам получать средства на гостеприимный приём богомольцев, благотворительность и дальнейшее строительство. К концу девятнадцатого века в Курской Коренной пустыни сформировался гармоничный архитектурный ансамбль в русско-византийском стиле.
Двадцатое столетие принесло с собой испытания для всей России. Пострадала и Курская Коренная пустынь. После революции 1917 года безбожники взорвали храм Рождества Богородицы, разграбили уникальную библиотеку, вырубили окрестный лес, любовно именовавшийся Богородицким. В уцелевших зданиях обители разместили ремесленное училище. Чтобы окончательно прекратить поток паломников к святому месту, власти забетонировали родник на месте явления Курской Коренной иконы. Но источник пробился чуть поодаль и по-прежнему исцелял человеческие недуги. Это чудо подарило верующим надежду, что когда-нибудь обитель возродится.
И чаяния исполнились! Курская Коренная пустынь вновь стала местом паломничества. Сегодня сотни людей стремятся побывать там, где некогда явилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение».
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема