С православной верой Швеция познакомилась почти тысячу лет назад, едва новгородские купцы пересекли Балтийское море и достигли скандинавских берегов. О тех временах и сейчас напоминают развалины древнего Никольского храма неподалеку от Стокгольма.
Шли века, Швеция стала лютеранской страной. Православие по-прежнему занимало здесь особую нишу. В 1617 году, после подписания Столбовского мирного договора, православные получили официальное разрешение шведских властей «по своей вере молитвенный амбар иметь». Собственно, эта дата считается началом официального присутствия Русской церкви в Стокгольме.
В столице Швеции был выстроен добротный русский двор, одно из помещений которого заняла домовая церковь. Чуть позже в Стокгольме появляется русская дипломатическая миссия, и ее председатель, князь Андрей Хилков, устраивает еще один храм, посольский. Во время Северной войны всех русских, которые находились в Стокгольме, поместили под надзор, разрешив им иногда совершать литургию в купеческой церкви. Но периодически храм закрывали в наказание за то, что пленники пытались бежать.
После того, как был заключен мир, богослужения возобновились. Русской церкви выделили новое помещение в городской ратуше. Сейчас в этом здании находится музей, и если подняться на самый верхний его этаж, то очутишься как раз в том месте, где молились русские купцы и дипломаты.
Русская церковь во имя Преображения Господня еще некоторое время не могла обрести постоянного пристанища. И только в начале двадцатого столетия окончательно разместилась на первом этаже жилого шестиэтажного дома в малонаселенном районе, который русские сразу же прозвали «Сибирью». Здесь почти пятьдесят лет служил протоиерей Петр Румянцев. Именно он выписал из Петербурга резной дубовый иконостас, который и сегодня украшает домовой храм в стокгольмской «Сибири». Недавно Преображенская церковь была признана памятником архитектуры.
Революционные потрясения коснулись и православных в Швеции. Преображенский приход потерял связь с родиной, перестал получать материальную помощь, и вскоре перешел под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Многим прихожанам эти перемены пришлись не по душе, одни стали посещать богослужения в финских православных церквах, другие молились в сербских, эстонских храмах.
Жители Стокгольма, которые хотели остаться частью Русской православной церкви, зарегистрировали общину во имя Сергия Радонежского. Новый приход арендовал здание при старинном лютеранском соборе Марии Магдалины, с 1996 года здесь регулярно совершаются богослужения на церковно-славянском языке. Церковь Сергия Радонежского стала настоящим русским островком на земле викингов.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.