Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12
Своими словами Христос Спаситель предельно ясно и недвусмысленно указал на нерасторжимость брачных союзов. Эта мысль не была благосклонно принята даже ближайшими учениками Христа, иначе они бы не стали повторно задавать Ему вопрос, очевидно, они надеялись услышать какой-то иной, более мягкий ответ. Неудивительно, что христианская концепция нерасторжимости брака вызывает недоумение и в современном мире. Очень часто мы бываем свидетелями того, как недоумение перерастает в несогласие или даже прямой бунт против этого божественного установления. Уж очень непростое дело — брак, иной раз бывает проще закрыть глаза на волеизъявление Бога, чем принять Его волю о самом себе, выраженную через данную Богом супругу или супруга.
Здесь мы подходим к вопросу, который неизбежно возникает при рассмотрении этого евангельского отрывка. Христос сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Но как понять, что имеющаяся в наличии супруга или же муж даны Богом? По каким критериям можно определить, что конкретную семейную пару сочетал именно Бог, а не люди? Ведь брак мог быть заключен по неисчислимому множеству причин, в том числе, он мог быть и обычной ошибкой молодости. Причем тут Бог, если при заключении брака действовали плоть и кровь, то есть, естественные человеческие желания? А еще брак мог быть заключен под нажимом старших родственников. Вариантов причин вступления в брак может быть бесконечное множество, и далеко не все они подразумевают участие Бога в этом процессе. Так как же быть?
Для ответа на все эти неприятные и непростые вопросы нам стоит вспомнить классическое определение промысла Божия, которое содержится в катехизисе святителя Филарета Московского. Катехизис определяет промысел Божий такими словами: «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Конечно, это определение довольно тяжеловесное, его весьма непросто понять на слух. Суть же его состоит в том, что Бог непрестанно участвует в жизни человека. Он участвует даже тогда, когда кажется, что Его нет и не может быть рядом, когда возникает ощущение, что всё происходящее целиком во власти человека, и даже тогда, когда совершается явный грех, ведь даже совершённое зло Бог, согласно определению Катехизиса, «исправляет и обращает к добрым последствиям». Исходя из этого получается, что причина, по которой заключен брак, не имеет значения. А имеет значение то, что брак был заключен, что он признан всем обществом. Так или иначе, но за этим фактом стоит Бог. Нравится нам это или не нравится. Согласны мы с этим или не согласны. Да, это бывает крайне непросто понять и принять, что неудивительно, ведь если апостолам было непросто понять и принять слова Христа, то чего ожидать от нас? Но воля Божия такова, спорить с ней — заведомо пустое занятие, а потому все мы нуждаемся в мудрости, чтобы увидеть в ней высшее благо для самих себя.