Еф., 224 зач., IV, 7-13.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел говорит о тех служениях, которые существуют в христианской Церкви. У кого-то из верующих административный талант, кто-то прекрасный оратор и проповедник, кто-то обладает глубокой духовной интуицией и полностью посвящает себя пастырскому служению. И здесь важно выделить один момент: по мысли апостола, какими бы добродетелями человек не обладал, всё это не столько его личная заслуга, сколько действие благодати Божией. С ее помощью Господь восполняет нас: преумножает наши таланты и обращает даже наши немощи и недостатки на пользу окружающим.
Как же получить эту благодать? Из слов апостола следует, что Господь дает ее Своим ученикам не за то, что они вдруг по каким-то причинам захотели достичь совершенства, стать в глазах окружающих замечательными во всех отношениях. Но лишь за то, что они от всего сердца стремятся послужить делу проповеди Евангелия и утверждения Церкви Христовой. Все свои силы они готовы положить на то, чтобы привести собратьев в единство веры, то есть, передать им истины о Боге, а также направить менее опытных участников Церкви по верному духовному пути, идя по которому они могли бы стать достойными членами братства, достичь духовной зрелости, подобно той, которая была явлена во Христе.
Это очень примечательно. С глубокой древности человек стремится к совершенству. Любая философская система включала в себя такой раздел как этика, проще говоря, правила нравственности. Любой мыслитель рассуждал не только об устройстве этого мира, не только поднимал вопрос о существовании Бога, но и указывал на то, как необходимо вести себя, чтобы приобрести подлинную жизненную мудрость, быть уважаемым среди людей, добиться признания, избавиться от собственных внутренних проблем, которые мешают нам налаживать коммуникацию с окружающими и чувствовать себя комфортно и уверенно. К подобному мы стремимся и сейчас. Не за этим ли мы обращаемся к разного рода коучам, идем к психологам, психотерапевтам, принимаем участие в различных психологических тренингах и марафонах? Мы хотим быть эффективными, успешными, наполненными жизнью, хотим быть признанными. Увы, но зачастую, двигаясь в этом направлении, человек попадает в ловушку собственного эгоизма. Вроде бы он приобретает навыки, которые позволяют ему комфортно существовать, не переживать по мелочам, но эти навыки становятся не столько добродетелями, сколько бременем для окружающих.
Поэтому сегодня апостол и напоминает нам, что добиться подлинного совершенства мы можем лишь в том случае, если работаем над собой не ради самих себя и собственного комфорта, но в первую очередь ради Христа и Его Церкви. Лишь тогда мы преображаемся «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Ведь те качества, которые мы приобретаем на этом пути, обильно разбавленные божественной благодатью, становятся подлинными добродетелями на радость не только нам, но и нашим ближним.
Юлия Вознесенская «Путь Кассандры» — «Пробуждение от грёз»

Фото: Suliman Sallehi / Pexels
Во сне, физическом сне тела, человек проводит треть жизни. А сколько времени уходит на сон души? Не проводим ли мы большую часть жизни, грезя наяву? Таким вопросом задается героиня романа Юлии Вознесенской «Путь Кассандры или приключения с макаронами». Действие романа происходит в недалёком будущем. Лжемессия, то есть, Антихрист, правит миром. Земляне — кроме тех, кто не принял его печати — большую часть времени проводят в так называемой Реальности — в сконструированных компьютерами симуляциях. Юная Кассандра выбрала виртуальный мир рыцарского замка. Однажды она слышит в нём балладу о Спящей Красавице, которая начинается такими словами: «Состарилась, состарилась принцесса».
Удивлённая, Кассандра прислушивается. В балладе рассказывается, как Спящая Красавица, проспав положенные сто лет, проснулась сама, без принца, немощной старухой, которой остаётся только признать: жизнь её прошла во cне.
Для Кассандры наступает прозрение. «А не похожи ли мы все на эту принцессу из баллады?»— говорит она себе и задаётся вопросом, почему ей бывает так тоскливо. Кассандра тоскует, сама того не зная, о подлинной жизни — реальной, живой, осмысленной.
В финале повести мы радуемся за героиню, но ведь грезить наяву можно не только с помощью технологий. «Душа моя, восстань, что спишь?» — слышим мы ежегодно Великим постом, когда в храмах звучит покаянный канон святого Андрея Критского. Но восстаём ли мы? Пробуждаемся ли? Сон души порой бывает трудно распознать. К счастью, Кассандре это удалось.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Элизабет Гаскелл «Жёны и дочери» — «О чём не пожалеем накануне смерти»

Фото: freestocks.org / Pexels
В час смерти человек вспоминает прожитую жизнь. Какие в тот час приходят к нам воспоминания? Писательница Элизабет Гаскелл ставит такой вопрос в одном из эпизодов романа «Жёны и дочери».
Отец семнадцатилетней Молли Гибсон женился во второй раз. К мачехе Молли испытывает неприязнь. В первый день после свадьбы, оставшись наедине с отцом, Молли говорит, что не будет называть мачеху мамой. Отец не возражает, но девушка видит, что он огорчён. Проходит несколько минут, и Молли порывисто говорит:
— Папа, я буду звать её мамой!
— Ты не пожалеешь об этом, Молли, — отвечает отец, — когда наступит твой последний час.
Слова мистера Гибсона — универсальное этическое правило. Принимая решения, стоит подумать: будем или не будем мы жалеть о них в последний час? Кто имеет память смертную, не согрешит вовек, сказал Авва Дорофей, духовный писатель шестого века. Правильная память о смерти не имеет ничего общего с унынием. Напротив, она мотивирует жить полной, осмысленной жизнью. И, конечно, принимать верные решения, о которых мы не будем сожалеть.
Мачеха искренне привязывается к Молли. Так героиня понимает, что отец был прав, и она приняла правильное решение, о котором не будет сожалеть.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эвонли» — «Грех как беда»

Фото: cottonbro studio / Pexels
Как мы относимся ко греху?
Ответу на этот вопрос посвящён один из эпизодов повести Люси Монтгомери «Энн из Эвонли». Шестилетний Дэйви набедокурил: сказал взрослым, что его сестрёнка Дора потерялась. Марилла, приютившая и Дэйви с сестрой, и шестнадцатилетнюю Энн Ширли, главную героиню повести, отправляет мальчика спать без ужина. Энн пытается поговорить с ним по душам, и выясняет, что Дэйви уже неделю не молится. Намеренно. А всё потому, что мальчик однажды услышал, что, если он не будет молиться, с ним произойдет нечто страшное. «Наверное, какие-нибудь страшные приключения», — подумал Дэйви. И перестал молиться в ожидании этих приключений.
— Но ничего страшного так и не произошло, — разочарованно говорит он.
— Произошло, — отвечает Энн.
— То, что меня уложили без ужина? — удивляется мальчик. — Так это ерунда.
— Нет, Дэйви, кое-что другое. Действительно страшное. То, что ты солгал. То, как бесчестно поступил с нами. Это и есть худшее, что могло с тобой произойти.
Притихший Дэйви задумывается. Энн одержала маленькую победу — она научила мальчика видеть беду не в том наказании, которое следует за грехом, а в самом грехе, в том искажении, которое грех неминуемо вносит в душу. И мелочей здесь не бывает. Игумения Арсения Себрякова, подвижница благочестия девятнадцатого века, писала: «Любой грех оскверняет сердце, расслабляет его, делает порочным, слабым, недеятельным, слепым и глухим».
Энн Ширли сумела объяснить Дэйви, чем опасен грех, и мальчик в конце главы принимает решение: «Не буду я больше грешить, оно того не стоит».
Все выпуски программы: ПроЧтение











