
Жил в деревне один мужичок по прозвищу Жучок, который всё придумывал, как бы хитростью разбогатеть.
Украдёт он у какой-нибудь старушки лопату, спрячет в лесу, а потом выдаёт себя за провидца. Начнёт старушка свою лопату искать, а Жучок говорит: «Я знаю, где твоя лопата лежит», а потом требует за находку вознаграждение.
И вот пропало у царя кольцо — золотое, обручальное. Тут царь и вспомнил про нового гадателя и велел привести его во дворец, чтобы тот нашёл кольцо, иначе голова с плеч.
Отвели царёвы слуги Жучка в отдельную комнату и оставили там до утра. Сидит горе-гадатель, клянёт себя, что таким дурным делом занялся. И решил он на заре, как только пропоют третьи петухи, сбежать из дворца.
А кольцо это украли трое слуг царя: лакей, кучер и повар. Узнали они, что во дворец привели гадателя и до смерти перепугались. Ночью к дверям комнаты, где Жучок сидел, лакей пробрался и стал слушать, не говорит ли гадатель что-нибудь вслух про кольцо.
А тут как раз первый петух пропел.
— Вот и первый! Ничего, я второго дождусь, — сказал Жучок.
Услыхал лакей эти слова, побледнел, возвратился к приятелям и говорит:
— Пропали мы, братцы! Узнал меня гадатель, так ведь и сказал: «Вот и первый».
Подошёл к дверям кучер и тоже стал подслушивать. Скоро запел второй петух и Жучок громко прошептал:
— Вот и второй. Остаётся ещё один.
Услыхал кучер эти слова, испугался и говорит своим подельникам:
— Эх, братцы! Гадатель и меня узнал, ему даже известно, что нас трое. Пропали мы!
Повар тоже подкрался к дверям подслушивать, а тут как раз третий петух запел.
— Вот и третий! Пора! — сказал сам себе Жучок.
Хотел он вылезти в окно, но тут дверь распахнулась и в комнату вбежали лакей, кучер и пекарь. Бросились они Жучку в ноги, отдали украденное кольцо и стали умолять, чтобы он не выдавал их царю.
Жучок спрятал кольцо под половицей — и наутро царю вернул.
Царь его подарками наградил, а Жучок им даже не рад: сколько страху-то за ночь натерпелся! Бежит он по царскому саду, а сам думает: «Никогда не буду больше зря людям голову морочить!»
А тут как раз царь на коляске выехал в сад на прогулку. Увидел он гадателя, поймал в саду жука, спрятал в кулаке и спрашивает:
— Отгадай-ка, что у меня в руке, а иначе голова с плеч!
Испугался Жучок до́ смерти и говорит сам себе шёпотом:
— Эх, Жучок-Жучок! Вот и попался ты царю в кулачок.
— Верно, — говорит царь, — Иди, пока снова тебя не позову.
«Ну уж нет, хватит, — решил Жучок. — В третий раз мне точно не повезёт. У хитрого начала бывает плохой конец».
С той поры он стал честным трудом жить, чего и вам всем желаем.
(по мотивам русской народной сказки)
15 июля. О промысле Божьем в истории

12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о промысле Божьем в истории.
Бог сильнее всяких человеческих сил. Но нет ни одной человеческой силы — ни политической, ни научной, ни административной, никакой, — которая могла бы противостоять воле Божией.
Господь, конечно, попускает нам, грешным и недостойным, жить по своей воле, и нередко эта жизнь приводит к тяжелейшим последствиям. И многие из своего личного опыта знают, как это бывает тяжко.
Ну, а мы можем вот в этих стенах сказать, каким страшным был опыт жизни всего нашего народа в стране, которая провозгласила себя первым атеистическим государством в мире. Ничего не получилось, и все силы были брошены.
И снова возвращаемся к этому вопросу. А как же так? Неужели эти старушки, которые там верующими оставались, перевернули силу сверхдержавы? Откуда это всё произошло? Почему в одночасье рухнул атеистический режим? Почему мы снова в этом историческом кафедральном соборе совершаем богослужение, ничего не боясь и даже уже не вспоминая о тех временах?
Если кто-то скажет: «Стечение обстоятельств, появление каких-то политических лидеров», — ну, конечно, и одно и другое присутствовало. Но такой тектонический разлом всей жизни сверхдержавы, ядерной сверхдержавы, не мог произойти просто так, потому что кто-то так решил сделать.
И поэтому для нас перемена, которая произошла в жизни страны, которая так ярко выражается в православии первого лица нашего государства: Владимир Владимирович никогда не стыдится ни в храм прийти, ни причаститься Святых Христовых Тайн. И как важно это в том числе и для всего народа как добрый пример доброго христианина — вот до таких времен дожили!
Но, а все остальное, восстановление, строительство тысяч и тысяч монастырей и храмов, мест богослужения — в истории человечества такого не было, как произошло в нашей стране. Вот никто не может сказать: «А это у нас было». Нет, не было. А в России это произошло.
И опять-таки не потому, что мы такие, а потому, что Господь, видимо, через страдания нашего народа, через муки, которые люди претерпевали, в том числе и защищая православие, обратил гнев Свой на милость, и сегодня во всех отношениях Россия стала удивительным государством.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июля. О дарованиях без недостатка

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарованиях без недостатка — протоиерей Максим Первозванский.
Господь удивительно утешает нас, когда мы говорим, что мы живём в какие-то плохие времена, что нам чего-то не хватает для спасения. Вот были другие времена, и тогда все было гораздо лучше.
Вот апостол нам на все времена указывает, что мы, находясь в Христовой Церкви, не имеем ни в чем недостатка для того, чтобы обрести спасение, и поэтому это очень утешающие слова Господа, вселяющие в нас надежду и уверенность в том, что мы можем это спасение обрести.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июля. Об истории Феодотьевской Иконы Богородицы

Сегодня 15 июля. Церковь чтит Феодотьевскую Икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Михаил Самохин.
Феодотьевская икона Божией Матери — это святыня Рязанской земли. Явилась в 1483 году в окрестностях Рязани в пустынном месте, именуемом Старое, близ села Феодотьево. Поскольку от иконы стали совершаться многочисленные исцеления, то по повелению рязанского князя она была перенесена в город Рязань и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы.
В 1611 году по распоряжению архиепископа рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьево. Летописи зафиксировали чудесное исцеление силой Божией Матери от моровой язвы в 1771 году. Феодотьевскую икону носили по городу и окрестным селениям, и если её приносили в какой-нибудь дом, в который болезнь ещё не была занесена, то язва совершенно там не появлялась. А во все дальнейшее время, если же дом был уже заражён, то болезнь немедленно прекращалась.
Жители Рязани издревле чтят Феодотьевскую икону, и перед ней бывает множество молящихся. Её очень часто брали в дома и служили молебны перед началом какого-нибудь семейного дела, например, женитьбы. Празднование этой иконе установлено в 1618 году в память избавления Рязани от нашествия отрядов казаков.
После закрытия Успенского собора в 30-х годах XX века следы первообраза затерялись. Возможно, икона находится в музейных запасниках. Но до наших дней дошли её списки, также прославленные чудесами. Один из них находится в селе Федотьево Спасского района Рязанской области, другой — в Рязанском кафедральном Борисоглебском соборе.
Все выпуски программы Актуальная тема