Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 1-8
Евангелист Марк начинает свое Евангелие с указания на древние пророчества о пришествии в мир ангела, то есть, посланника, задача которого заключается в том, чтобы приготовить людей к появлению Мессии. Для подтверждения этого, он приводит цитату из пророка Малахии: «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Эти слова были сказаны пророком в определенной исторической ситуации. В первую очередь он обращается к иудейским священникам, которые небрежно исполняли свои обязанности. Во время богослужения они приносили в жертву животных, у которых были явные физические недостатки, что было строго-настрого запрещено законом Моисея. Кроме того, они очень равнодушно относились к исполнению своих священнических обязанностей. Но и не только к служителям алтаря обращены эти слова. Ведь моральное состояние священства — всегда в той или иной степени отражение морального состояния общества в целом. А потому адресат пророчества — и весь иудейский народ. Таким образом, Малахия предупреждает, что предшественник Мессии должен будет очистить нравы всего Израиля.
Этим ангелом, по словам евангелиста Марка, и был Иоанн Креститель. И призывал он к очищению не посредством социальных, экономических и политических реформ, а в первую очередь при помощи покаяния, то есть, изменения образа мысли и жизни. Символом покаяния было омовение в реке Иордан. Во время этого ритуального действия человек исповедовал Иоанну Предтече свои грехи. Зачем это было необходимо? Как это готовило людей к приходу Христа? Ответ находим во второй части отрывка. Пророк Иоанн утверждает, что лишь тот примет Сына Божия, кто оказался способен отказаться от своей прежней греховной жизни и засвидетельствовать это в водах Иордана, пройдя обряд очищения. Лишь этих людей Мессия будет крестить, то есть, наполнит Духом Святым.
С тех пор в христианской Церкви крещение также состоит из двух этапов. Во-первых, троекратное погружение в воду, которое символизирует то, что человек покаялся, то есть, умер для прошлой, греховной жизни, иными словами, готов измениться, перестать жить по законам своих страстей. Во-вторых, Миропомазание, символизирующее дары Святого Духа, которые может получить лишь тот, кто очистил себя покаянием. Так Евангелие и церковное Таинство напоминают нам, что лишь тот, кто действительно изменил образ своих мыслей и действий, тот, кто стремится исполнять Евангельские заповеди, бывает в итоге наполнен Божественной благодатью и впускает в свою жизнь Христа Спасителя.