Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 1-11
Мы вплотную подошли к преддверию праздника Богоявления — и сегодня перед нами — рассказ евангелиста Матфея о проповеди Иоанна Крестителя. Жёсткий, обличительный пророческий глас был для многих источником обострения давно сидевшей в глубине души боли: Иоанн подталкивает к покаянию, указывая на вплотную приблизившееся Царство Небесное. Уверенность иудеев в собственной богоизбранности пророком разбивается в пух и прах: вместо традиционного утешения, что уж с Богом-то иудей всегда сможет договориться — свои же люди, в конце-то концов! — Предтеча утверждает, что Бог из любого булыжника может сделать себе потомков Авраама — и что тогда? Чем оправдываться? Где тогда все чаемые привилегии?
Иоанн призывает «сотворить плод покаяния» — причем не абы какой, а «достойный». Обратим внимание, что в греческом тексте стоит глагол «ποιήσατε» — производное от «ποιέω», у которого более 20 значений: но все они вращаются вокруг одного коренного смысла — создавать, про-из-водить, сочинять, изобретать. Отсюда же и наше слово «поэт». Но в нашем сознании «стихотворчество» и «покаяние» как-то ну совсем не вяжутся! Разве может быть что-то творческого в покаянии как таковом? Разве покаяние — это не возвращение себя в жёсткие рамки законной праведности, из которых вышел, совершив тот или иной грех?
А вот и нет! Против такого — формального — подхода к покаянию и выступает Предтеча. Покаяние — это не только и даже не столько признание себя виновным в нарушении закона — а прежде всего разворот в прямо противоположную сторону! «Тшува» — в еврейском языке «покаяние» — это именно возврат, поворот, обращение к Творцу. Вот как об этом красочно говорит пророк Исайа: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю» (Ис. 1:16-18). Само по себе признание вины — лишь первый шаг в покаянии. А вот дальше открывается широкое поле как раз для творческой деятельности человека — как именно двигаться дальше, развернувшись!
«Достойность» или «недостойность» плодов покаяния — находится в прямой зависимости не от масштаба чувства вины, а от того, к чему в процессе покаяния приходит человек. Не будем отрицать: многих порядочных людей сильно смущает кажущаяся им лёгкость покаяния в христианстве. Ещё бы не смущало: совершил человек страшное преступление, например, обманом лишил миллионы людей их сбережений — после этого сходил на исповедь, покаялся батюшке, пожертвовал в храм три копейки — да если даже три миллиона! — и что, всё? Теперь можно дальше жить спокойно? Вот именно к носителям такого представления о покаянии и звучит грозный голос Пророка: Змеи, порождения ехиднины! Не пытайтесь обмануть Господа Бога — ничего у вас не получится! Будет достойный плод покаяния — будет и прощение. Не будет плода — не обманывайтесь!
А вот в какие конкретные формы облечь этот плод — да, вот тут и открываются безграничные возможности именно для творческого подхода. Ведь чаще всего мы при всём желании не можем «время повернуть назад» и исправить в точности совершенный грех. Поэтому надо делать то, что в наших руках: посмотреть внимательно вокруг, и понять — какие конкретные плоды нашего покаяния могут сделать жизнь людей вокруг нас чище, светлее и добрее!