Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Проклятие смоковницы — это тоже притча, только не в виде рассказа, а посредством действия. Для учеников Христа то, как стремительно засохло дерево с пышной кроной, было весьма убедительным примером: не стоит обманываться внешним видом, всё может в один момент радикальным образом измениться! Казалось бы, иудейская религия с отлаженным ритуалом, красотой и торжественностью церемоний производила впечатление абсолютной незыблемости — но в один миг Иерусалим под войсками Тита превратился в обгорелые груды развалин. И ученики Иисуса станут живыми свидетелями этой трагедии еврейского народа — и не раз история со смоковницей будет у них на устах.

Форма, которая отказалась от содержания, обречена на саморазрушение. Только в постоянном диалоге, взаимодействии между «что» и «как» происходит движение жизни: как только этот диалог останавливается, начинается распад.

У бельгийского художника Рене Магритта есть картина под названием «Репродуцирование запрещено». На картине мы видим молодого мужчину, стоящего перед зеркалом — но в зеркале вместо ожидаемого отражения его лица, мы видим... отражение его спины. Для меня этот образ очень хорошо иллюстрирует драму религии, утратившей диалог между формой и содержанием: ведь человек ищет в религии прежде всего возможность увидеть всё под иным, подлинным ракурсом, и прежде всего — увидеть самого себя! В картине Магритта зеркало является симулякром — «обманкой» зеркала — которое вместо того, чтобы отражать и проявлять — наоборот, только скрывает.

Так и смоковница оказалась «подделкой» настоящего, плодоносящего дерева: она только создавала видимость своей «правильности» — а на деле была бесполезной. Но там, где появляется Бог, — подделки, мнимости, фантазмы и все остальные разновидности «кажимости» — исчезают, как дым. Или засыхают, как смоковница. Своим явлением Бог проявляет сущее — или же отсутствие такового. И никакие формы сами по себе уже не спасают.

Когда вдумываешься в сегодняшний образ, по-иному начинаешь относиться к многому в религиозной жизни. Как бы ни хотелось уцепиться за обряд и ритуал — становится очевидным, что сами по себе они — никого не спасают. Только вера как отношения любви и взаимодействия между человеком и Богом способна наполнить любые формы жизнью — тогда и сами формы оживают, перестают быть формальными и бессмысленными, и душа человека откликается радостью при любом касании к ним!

И сегодня всем нам хочется пожелать, чтобы мы не боялись хотя бы изредка задавать себе вопрос: окружая себя множеством религиозных атрибутов, что мы в них находим — всё тот же свой затылок — или всё же своё подлинное лицо?...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!