Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 15-21
Чтение, которое мы сегодня услышали читается в первую субботу после праздника Рождества Христова. И если в сами рождественские дни, чтения посвящаются описанию событий, которые связаны с рождением Спасителя, то сегодня мы слышим отрывок, который формально никак с Рождеством не связан. Однако это не значит, что он случаен, ведь по сути он говорит о том, ради чего пришел Спаситель и что не менее важно, как именно Он пришел.
Уже практически две тысячи лет христианские проповедники говорят о том, что во Христе на земле воплотился Бог. Причем воплотился Он для того, чтобы дать человеку победу над злом и смертью, от которых мы в жизни страдаем. И страдаем столько, что, как кажется, одна мысль о том, что может быть иначе, должна захватить нас без остатка.
Помню, как однажды ко мне пришел человек, очень заинтересовавшийся христианством. Он сказал мне: «Если всё так, как вы говорите, почему до сих пор вся земля не охвачена одним большим проектом по поддержанию христианского мировоззрения. Силы и деньги тратятся на что угодно, хотя, если речь идет о победе над смертью и злом, большая их часть должна тратиться на это». Он довольно долго этим сокрушался. Конечно, средств и полномочий к тому, чтобы организовать подобный проект у него не было. Но задумаемся вот над чем: может ли вообще христианство превратиться в такой проект, в котором все стройными рядами будут маршировать к победе над злом? Думаю, отрицательный ответ очевиден. Но почему же? Ведь смерть многими действительно воспринимается, как нечто самое ужасное, почему бы не объединиться ради победы над ней? Можно решить, что дело здесь в неверии. Не все верят христианской проповеди. Если христиане, хотя бы некоторые, перестали умирать, тогда может быть, а так... Не все согласны с тем, что результат стоит предполагаемых усилий. Но дело совсем не только в этом. Дело в самой сути христианского подхода к проповеди.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос запрещает исцеленным о Нем рассказывать. Людям, живущим в век рекламы это может быть совершенно не понятно. Как? Если ты хочешь, чтобы у тебя было как можно больше последователей, наоборот, надо сделать так, чтобы все о тебе рассказывали как можно больше. Сегодня некоторые подходят к вопросу о своей известности так: пусть даже ругают и возмущаются, только пусть обо мне говорят. Но для Христа чрезвычайно важно, что именно о Нем будут говорить. И дело не в честолюбии, которого у Него не было, а в том, что в пересказах исцеленных он выглядел бы как простой чудотворец. С чудотворцем, конечно, могут возникнуть личные отношения, но идут к нему люди не как к личности, а как к функции, от него ищут чуда. Пророчество Исаии, которое мы слышим в сегодняшнем чтении, говорит, что Возлюбленный отрок Божий «не будет пререкаться и кричать, и никто не будет слышать Его на улицах». И это вполне приложимо ко Христу, Который не рекламировал себя, не устраивал жарких споров, не кричал о Себе на улицах... Конечно, Он проповедовал, но при этом всегда выстраивал с людьми личные отношения. Люди для Него никогда не становились безличной массой, но и Он для них не должен был становиться только средством. Христос родился в Вифлееме уже больше двух тысяч лет назад, но Он всякий раз рождается в сердце каждого из нас, когда мы приходим не за чем-то, не чтобы добиться от Него чего-то своего... когда мы приходим, чтобы жить общей жизнью с Ним.