Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25
В сегодняшнем чтении мы слышим начальные стихи Евангелия от Матфея, которые посвящены описанию родословной Иисуса Христа. Помню, когда я сам в подростковом возрасте впервые обратил внимание на это чтение в храме, оно показалось мне очень загадочным и интересным, ведь за каждым именем скрывалась история целой жизни, история взаимоотношений с Богом и людьми, нравственных решений и поступков. Целый мир за каждым из них. И всё же, все эти подробности изложены в других книгах Библии, каждая в своем месте, потому что при всех многочисленных именах начало Евангелия от Матфея посвящено Иисусу Христу — с Него оно начинается и Им заканчивается.
Но если оно сконцентрировано на Нем, для чего столько говорить обо всех этих людях! Не лучше ли говорить о Боге? Но в том то и дело, в том и особая важность приближающегося праздника Рождества Христова, что Бог входит в самую сердцевину человеческой жизни, становится одним из нас и даже обретает человеческую родословную. Неслучайно сегодняшнее апостольское чтение так и начинается: «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Впрочем, в конце этого родословния внимательного читателя и слушателя ждет немалое удивление, потому что завершается оно следующими словами: "Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Христо"с. Люди не знакомые с христианством не удивятся, посчитав, что Иисус — сын Иосифа. Но сам Евангелист видит всё совершенно иначе. Он говорит, что Авраам рождает Исаака и, даже упоминая женщину, он говорит, что Давид рождает Соломона от той, что была за Урией, то есть точно следует мужской линии. И только в случае с Иосифом этот порядок нарушается, и он говорит: Иосиф муж Марии, от которой родился Христос. Иными словами, текст, который назван родословной Иисуса при ближайшем рассмотрении оказывается родословной Иосифа. Но для чего он нам, если Нас интересует Иисус Христос?
Евангелист знает, что Мессия должен был происходить из рода Давидова. Кроме того, он знает, что Мария стала беременна без мужа, силой Духа Святого, хотя и после обручения с Иосифом, но до того, как они сочетались. Как же ему показать родство с Давидом Того, Кто не имел земного Отца? Единственным способом. Он знает, что по правилам евреи вступали в брак внутри одного колена и показывая родословие Иосифа, тем самым показывает родословие Христа по Матери, потому что ясно, раз они обручены, значит относятся к одному роду. Итак, Бог во Христе становится причастен миру человеческому, чтобы и мы стали причастны миру божественному. Но кто же может удостоиться такой великой чести? Разве может это быть для кого-то доступно? Когда-то иудеям казалось, что если уж кто-то и может войти в особенные отношения с Богом, то это они. Однако из родословной, которую приводит евангелист мы узнаем, что предками Христа были не только потомки Авраама, но и ханенаянка Раав, хетянка Вирсавия, моавитянка Руфь. Среди них были не только праведники, но и грешники. И всё потому, что Христос пришел ко всем людям, чтобы всем открыть возможность жизни с Богом.