Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сквозная тема послания к Титу — это соответствие образа жизни христиан евангельскому учению. Уже во времена апостола Павла были не только искренние верующие, но и такие, о которых он жестко говорит: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу».
Что же препятствует переводу правильных мыслей и слов — в такой же правильный образ действий и жизни как таковой? Разве не самое простое и естественное — жить в согласии с тем, что ты думаешь? Да, это очень просто — но только до того момента, пока не затрагиваются наши личные интересы.
Есть ли хоть какая-то возможность преодолеть эту пропасть — между декларируемой «правильностью» и фактической «неправильностью»? Да, и мост между этими берегами — Сам Христос. Ведь неспроста о Себе Самом Иисус говорит: «Я — не только Истина и Жизнь, но и Путь!»
Если обобщить все наставления апостола Павла к Титу, несложно заметить: речь идёт о самом главном навыке христианина — навыке любви. Отсюда и ответственность, и забота, и внимательность, и отсутствие сплетен, и целомудрие — и многие другие добродетели. Но любовь невозможно «запустить» волшебной кнопкой: она, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, «вершина добродетелей», венчающая подвижника. И в то же самое время нельзя сказать, что даже на самой первой ступени человек вообще лишён любви как таковой: нет, она, конечно же, есть, но несовершенная, не всеохватывающая, зачастую может быть даже болезненная и жаждущая власти над другими. То есть у каждого из нас есть некая «заготовка» любви в душе — и дальше открывается перспектива — как с ней поступать? Из опыта можно точно сказать, как только мы начинаем «кроить» любовь по «своему образу и подобию» — хорошего не жди! Получится или болезненная созависимость, или циничная формальная отчуждённость, или обволакивающая навязчивость — и всё из самых лучших побуждений. Но та самая евангельская любовь, о которой мы слышим у апостола — деликатная, вдумчивая, неразрушительная, светлая и вдохновляющая — почему-то никак не получается!
Есть только один верный способ избежать этой ловушки: работать над любовью вместе со Христом — живой верой постоянно сверяясь, а то ли мы делаем, туда ли мы движемся? Вот почему невозможно без веры и Церкви быть «просто хорошим человеком»: покуда критерии «хорошести» находятся у меня самого, всё, что я ни сделаю, будет «по моему образу и подобию» — а мой образ, мягко говоря, весьма несовершенен. Но когда всё, что ни делается нами, происходит в вере — с молитвой, с тщательным изучением Писаний, с жизнью в Духе, с участием в Таинствах Церкви — мы выходим из «внутренней изоляции», оказываемся в благодатной среде, «питательном бульоне» Духа, Который Сам нам помогает, наставляет, корректирует.
Вот мы подошли и к ответу: чтобы научиться настоящей Христовой любви, главное — хранить веру как внутреннюю сонастроенность со Христом, и шаг за шагом двигаться вперёд — а Дух Святой все наши человеческие огрехи поправит!
Помощь для тех, кто однажды лишился дома и родных
В Петербургском приюте «Покровская община» те, кто по разным причинам лишились дома, могут начать новую жизнь. Здесь бездомным не только помогают встать на ноги, вернуть утраченные документы, но и вновь почувствовать себя людьми.
Сегодня в приюте живут восемь подопечных с тяжёлыми судьбами. Сергею Павловичу 64 года. Он приехал в Петербург из другой страны. Так случилось, что однажды он поссорился с родными и лишился дома. В скитаниях мужчина провёл долгие годы, перестал доверять людям и ожесточился. Поскольку у Сергея Павловича были проблемы с документами, он подрабатывал неофициально и на эти деньги мог позволить себе временный ночлег и еду. Сил на то, чтобы изменить свою жизнь у него просто не было. Но благодаря сотрудникам приюта «Покровская община» у него появился шанс многое исправить.
Измениться внутренне, найти опору и наладить дальнейшую самостоятельную жизнь бездомным в том числе помогают занятия с психологом. «Люди, которые перенесли много утрат, и лишились семейных связей, находятся в состоянии острого одиночества, тревоги и неопределенности. На них давит неблагополучно прожитая жизнь», — говорит психолог Наталья Александровна. Она с теплотой помогает им преодолеть тяжёлые переживания и вновь открыться миру.
Специалист работает четыре дня в неделю по 8 часов, поддерживая жителей приюта и его сотрудников. Однако сейчас у «Покровской общины» нет средств, чтобы оплачивать эту важнейшую работу.
Помочь приюту для бездомных в Санкт-Петербурге можно на портале «Милосердие.ру». Пусть у людей, однажды потерявших всё, и дальше будет возможность обретать здесь надежду и веру.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать дела милосердия Марфо-Мариинской обители

Уже седьмой год Рождественская акция Марфо-Мариинской обители милосердия — «Гирлянда Добра» — дарит поддержку и утешение семьям, попавшим в беду, одиноким пожилым людям и болеющим детям из Москвы и области. Они не только получают в обители продукты, вещи, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь, но и обретают веру в Бога, добро и людей.
Ирина Борисовна — одна из прошлых участников акции «Гирлянда Добра». Много лет она работала в благотворительной организации, заботилась о других. А после выхода на пенсию заболела, и сама оказалась в сложной ситуации. В Марфо-Мариинской обители милосердия Ирина Борисовна обрела опору и надежду. Её окружили вниманием, помогли продуктами и лекарствами.

Среди тех, кто нуждается в поддержке сегодня — Даниэлла. Девочке необходимы развивающие занятия. У неё редкий синдром, жить с которым очень непросто. Но Даниэлла старается. Когда-то врачи говорили, что она вряд ли сможет сидеть. Однако девочка каждый раз всех удивляет. Сегодня это полный энергии жизнерадостный ребёнок, который много чему научился. Девочку вдохновляет творчество. Особенно талантливо у Даниэллы получается лепить поделки из пластилина. На развивающих занятиях в Марфо-Мариинской обители она раскрывает свои способности и обретает новые возможности.
Примите участие в акции «Гирлянда Добра» и поддержите Даниэллу и других подопечных обители. Для этого оставьте любой благотворительный взнос на странице акции. Ваша помощь позволит продолжать дела милосердия, которые больше века назад начала в обители Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Казаки в Париже». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным говорили о победе в Отечественной войне 1812 года, о входе русских войск в Париж и о роли казаков в этих событиях.
О значительном вкладе казачьих отрядов в победах в различных битвах, почему жители Парижа с ужасом ждали появления казаков, а в результате увидели их совершенно другими глазами, так что даже казачья форма повлияла на парижскую моду тех лет. Также разговор шел о том, как русские военные вели себя в Париже, и насколько разительно это отличалось от поведения французских войск в Москве несколькими месяцами ранее.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Казаки в Париже». Дмитрий Володихин
- «Роман «Авиатор» — исторический контекст». Анастасия Чернова
- «Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











