Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сквозная тема послания к Титу — это соответствие образа жизни христиан евангельскому учению. Уже во времена апостола Павла были не только искренние верующие, но и такие, о которых он жестко говорит: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу».
Что же препятствует переводу правильных мыслей и слов — в такой же правильный образ действий и жизни как таковой? Разве не самое простое и естественное — жить в согласии с тем, что ты думаешь? Да, это очень просто — но только до того момента, пока не затрагиваются наши личные интересы.
Есть ли хоть какая-то возможность преодолеть эту пропасть — между декларируемой «правильностью» и фактической «неправильностью»? Да, и мост между этими берегами — Сам Христос. Ведь неспроста о Себе Самом Иисус говорит: «Я — не только Истина и Жизнь, но и Путь!»
Если обобщить все наставления апостола Павла к Титу, несложно заметить: речь идёт о самом главном навыке христианина — навыке любви. Отсюда и ответственность, и забота, и внимательность, и отсутствие сплетен, и целомудрие — и многие другие добродетели. Но любовь невозможно «запустить» волшебной кнопкой: она, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, «вершина добродетелей», венчающая подвижника. И в то же самое время нельзя сказать, что даже на самой первой ступени человек вообще лишён любви как таковой: нет, она, конечно же, есть, но несовершенная, не всеохватывающая, зачастую может быть даже болезненная и жаждущая власти над другими. То есть у каждого из нас есть некая «заготовка» любви в душе — и дальше открывается перспектива — как с ней поступать? Из опыта можно точно сказать, как только мы начинаем «кроить» любовь по «своему образу и подобию» — хорошего не жди! Получится или болезненная созависимость, или циничная формальная отчуждённость, или обволакивающая навязчивость — и всё из самых лучших побуждений. Но та самая евангельская любовь, о которой мы слышим у апостола — деликатная, вдумчивая, неразрушительная, светлая и вдохновляющая — почему-то никак не получается!
Есть только один верный способ избежать этой ловушки: работать над любовью вместе со Христом — живой верой постоянно сверяясь, а то ли мы делаем, туда ли мы движемся? Вот почему невозможно без веры и Церкви быть «просто хорошим человеком»: покуда критерии «хорошести» находятся у меня самого, всё, что я ни сделаю, будет «по моему образу и подобию» — а мой образ, мягко говоря, весьма несовершенен. Но когда всё, что ни делается нами, происходит в вере — с молитвой, с тщательным изучением Писаний, с жизнью в Духе, с участием в Таинствах Церкви — мы выходим из «внутренней изоляции», оказываемся в благодатной среде, «питательном бульоне» Духа, Который Сам нам помогает, наставляет, корректирует.
Вот мы подошли и к ответу: чтобы научиться настоящей Христовой любви, главное — хранить веру как внутреннюю сонастроенность со Христом, и шаг за шагом двигаться вперёд — а Дух Святой все наши человеческие огрехи поправит!
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.