
Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сквозная тема послания к Титу — это соответствие образа жизни христиан евангельскому учению. Уже во времена апостола Павла были не только искренние верующие, но и такие, о которых он жестко говорит: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу».
Что же препятствует переводу правильных мыслей и слов — в такой же правильный образ действий и жизни как таковой? Разве не самое простое и естественное — жить в согласии с тем, что ты думаешь? Да, это очень просто — но только до того момента, пока не затрагиваются наши личные интересы.
Есть ли хоть какая-то возможность преодолеть эту пропасть — между декларируемой «правильностью» и фактической «неправильностью»? Да, и мост между этими берегами — Сам Христос. Ведь неспроста о Себе Самом Иисус говорит: «Я — не только Истина и Жизнь, но и Путь!»
Если обобщить все наставления апостола Павла к Титу, несложно заметить: речь идёт о самом главном навыке христианина — навыке любви. Отсюда и ответственность, и забота, и внимательность, и отсутствие сплетен, и целомудрие — и многие другие добродетели. Но любовь невозможно «запустить» волшебной кнопкой: она, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, «вершина добродетелей», венчающая подвижника. И в то же самое время нельзя сказать, что даже на самой первой ступени человек вообще лишён любви как таковой: нет, она, конечно же, есть, но несовершенная, не всеохватывающая, зачастую может быть даже болезненная и жаждущая власти над другими. То есть у каждого из нас есть некая «заготовка» любви в душе — и дальше открывается перспектива — как с ней поступать? Из опыта можно точно сказать, как только мы начинаем «кроить» любовь по «своему образу и подобию» — хорошего не жди! Получится или болезненная созависимость, или циничная формальная отчуждённость, или обволакивающая навязчивость — и всё из самых лучших побуждений. Но та самая евангельская любовь, о которой мы слышим у апостола — деликатная, вдумчивая, неразрушительная, светлая и вдохновляющая — почему-то никак не получается!
Есть только один верный способ избежать этой ловушки: работать над любовью вместе со Христом — живой верой постоянно сверяясь, а то ли мы делаем, туда ли мы движемся? Вот почему невозможно без веры и Церкви быть «просто хорошим человеком»: покуда критерии «хорошести» находятся у меня самого, всё, что я ни сделаю, будет «по моему образу и подобию» — а мой образ, мягко говоря, весьма несовершенен. Но когда всё, что ни делается нами, происходит в вере — с молитвой, с тщательным изучением Писаний, с жизнью в Духе, с участием в Таинствах Церкви — мы выходим из «внутренней изоляции», оказываемся в благодатной среде, «питательном бульоне» Духа, Который Сам нам помогает, наставляет, корректирует.
Вот мы подошли и к ответу: чтобы научиться настоящей Христовой любви, главное — хранить веру как внутреннюю сонастроенность со Христом, и шаг за шагом двигаться вперёд — а Дух Святой все наши человеческие огрехи поправит!
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема