Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 33-41
Евангелия были написаны задолго до того, как сформировалось христианское аскетическое учение, в том числе и учение о страстях, с которыми каждый христианин неизбежно встречается в самом себе. Существует общепризнанная иерархия страстей, всего их насчитывают, если следовать учению древних монахов, восемь. Первая — это чревоугодие, с ним совладать довольно просто, а последняя — гордость, с ней, напротив, справиться почти невозможно, ну а предшествует гордости тщеславие, оно тоже поражает и связывает человека с такой силой, что от него почти невозможно избавиться. Евангелие не дает строгих академических определений каждой из восьми страстей, но оно прекрасно иллюстрирует их проявления на деле.
В этом отрывке мы можем наблюдать действие страсти тщеславия: Христовы ученики по дороге в Капернаум увязли в споре о первенстве, они рассуждали о том, кто из них больше, то есть кто из них важнее, значительнее, чей статус выше. Апостол и евангелист Марк дипломатично не указывает имен апостолов, которые стали участниками этого спора, но это и не важно, ведь тщеславие — это не какая-то исключительная страсть, ей в той или иной степени подвержен каждый человек.
Удивительно же то, что даже телесное присутствие рядом с Воплощенным Богом не устраняет и не искореняет эту страсть, напротив, оно, как то показывает пример Христовых учеников, может стать причиной тщеславия, о котором значительно позже описанных в Евангелии событий сказал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия, — разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать. Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна, и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкой, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, — и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинит внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре».
Важно и примечательно, что Господь, зная об этой печальной человеческой особенности, никак не укоряет Своих учеников, но Он дает универсальный рецепт борьбы с любой из страстей, в том числе и со страстью тщеславия, рецепт этот заключен в том, чтобы начать делать дела, противоположные тем, к которым побуждает нас действие страсти. В случае с тщеславием лечение заключается в сознательном и неуклонном поставлении самого себя на последнее место, в стремлении к служению другим людям всей своей жизнью.