2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Может показаться, что в этом перечислении имён, мало кому известных, нет ничего интересного. Но — это далеко не так. Перед нами — одна из интереснейших страниц апостольских посланий, которая показывает нам Павла как человека, а не как мифического героя или вообще вымышленный персонаж. Посмотрите, сколько обычной человеческой нежности и заботы в его словах, — где практически нет высокодуховных назиданий, перед нами — речь человека, ясно понимающего, что путь его земной жизни уже подошёл к концу, и вот теперь он хотел бы попрощаться с самыми дорогими его сердцу людьми, оставить какие-то поручения, благословения, добрые советы.
Но разве апостол не сказал сам — «желаю разрешиться и поскорее быть вместе со Христом»? Разве не умертвил он к итогу своей жизни все земные привязанности? Как могло в его сердце оставаться место для других людей — значит, оно так и не было целиком отдано Христу Спасителю? Разве это правильно?
Но откуда появляется в нашем сознании это противопоставление любви к ближним — любви к Богу? Почему одно обязательно должно исключать другое? Разве не скорбел Сам Христос Спаситель на Тайной Вечери, понимая, что это — Его прощальный ужин, и больше такого общения уже не повторится? Разве не просил Он Своих самых близких друзей разделить печаль Его молитвы в Гефсиманском саду?
Мы подходим к очень важному вопросу: превращает ли близость к Богу человеческое сердце в настолько духовный орган, что оно перестаёт чувствовать и переживать всё человеческое? То самое «бесстрастие» — по-гречески «апатия» — разве не есть умерщвление всего собственно человеческого ради торжества духовного?
Ответ мы видим в сегодняшнем послании, и он категоричен: нет, ни в коем случае! Более того: если раньше мы могли прочесть между строк в посланиях апостола иногда раздражение, иногда решительное негодование, или упрёк, или обиду — то здесь, в прощальном письме, мы видим его очень трогательным, исполненным великодушия и прощения. Он не стесняется своих чувств, не видит в них ничего зазорного — хорошо понимая, насколько болезненным будет его уход для окружающих. Умерщвление греховности и страстности как таковой вовсе не означает наступление «душевного коматоза», тотальной бесчувственности. Напротив: то, как переживают святые приближение конца, обостряет эту драму в разы. Потому-то Спаситель и молится до кровавого пота, что Он тонко чувствует, что Ему предстоит вскоре. Потому Он и отказывается, будучи на Кресте в страшных муках, принять обезболивающий и дурманящий состав — Он погружается в эту боль до самого дна, до предела — не потому, что Он уже ничего не чувствует, напротив, именно потому, что Он хочет прожить весь ужас ада ради спасения человека — без всякой анестезии.
Вывод, который напрашивается сам собой, может заставить крепко призадуматься: а не оправдываем ли мы временами бесчувственность нашего сердца выдуманным приоритетом духовного над душевным! Так и хочется сказать словами апостола: да не будет!...
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.