Адрес храма Михаила Архангела в с. Тропарёво:
Проспект Вернадского, дом. 90, ближайшая станция метро "Юго-Западная"
Схема проезда:
Контакты:
119 571, Проспект Вернадского, дом. 90
+7 (495) 433-24-76,
+7 (495) 433-27-96
Адрес сайта: http://troparevo-hram.org/
Есть предположение, что название бывшего села, а ныне московского района «Тропарёво» произошло в конце XIV века от прозвища владельца села боярина Ивана Михайловича Тропаря. В 1491 же году село принадлежало сурожскому купцу Фоме Тропарёву.
Ну, это так, мы обозначили место действия. Что же касается Церкви Архангела Михаила в Тропарево – а именно о ней мы сегодня и расскажем – то тут, наверное, весьма уместна такая эмоция: всплеснуть руками, хлопнуть себя по бокам, и сказать: Ах ты, какая красавица!
Однако же, оставим на время эмоции в стороне…
Церковь Архангела (или Архистратига) Михаила в Тропарёве построена на месте более древнего деревянного храма Чуда Архистратига Михаила, который, ежели судить по сохранившимся документам, существовал здесь ещё в XIII веке. Он дважды перестраивался, а в конце 17-го века и вовсе сгорел.
И тогда уже на средства Новодевичьего монастыря, которому тогда принадлежало село Тропарёво, в 1694 году возвели каменный храм. Тот самый, который мы и видим ныне. И не исключено, что строил его тот же мастер, который аккурат в это же время трудился на строительстве Новодевичьего монастыря - Осип Дмитриевич Старцев.
В любом случае, храм получился красавцем. И крайне необычным, потому что сочетает в себе несочитаемые казалось бы вещи. С одной стороны, по сути – храм сельский с присущей ему архитектурой, а с другой – совершенно нетипичное богатое оформление наружного облика. И вот это сочетание несочитаемого дало в результате очень нарядный храм с радостными красными тонами фасада и яркими белыми его деталями.
Основной четверик здания завершается большими кокошниками, а над ними стоят пять миниатюрных двухъярусных барабанов, которые увенчиваются сияющими золотом восьмигранными главками.
Ну и еще подарок нам от строителей – рядом стоит красивейшая трехъярусная шатровая колокольня.
В целом же можно сказать, что храм Михаила Архангела носит черты так называемого «московского барокко».
Храм, увы, и закрывался, и разорялся. Особенно жаль пропавшие в первой трети прошлого века колокола, из уникального набора которых, впрочем, остался один, сохраненный кем-то из местных жителей, возвращенный храму и занявший в итоге свое законное место.
В настоящее время храм не просто возвращен церкви, бережно восстановлен и имеет статус Патриаршего подворья.
Однако, нужно заканчивать, поэтому напоследок – адрес Храм Архангела Михаила.
Проспект Вернадского, 90
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема