Адрес храма Михаила Архангела в с. Тропарёво:
Проспект Вернадского, дом. 90, ближайшая станция метро "Юго-Западная"
Схема проезда:
Контакты:
119 571, Проспект Вернадского, дом. 90
+7 (495) 433-24-76,
+7 (495) 433-27-96
Адрес сайта: http://troparevo-hram.org/
Есть предположение, что название бывшего села, а ныне московского района «Тропарёво» произошло в конце XIV века от прозвища владельца села боярина Ивана Михайловича Тропаря. В 1491 же году село принадлежало сурожскому купцу Фоме Тропарёву.
Ну, это так, мы обозначили место действия. Что же касается Церкви Архангела Михаила в Тропарево – а именно о ней мы сегодня и расскажем – то тут, наверное, весьма уместна такая эмоция: всплеснуть руками, хлопнуть себя по бокам, и сказать: Ах ты, какая красавица!
Однако же, оставим на время эмоции в стороне…
Церковь Архангела (или Архистратига) Михаила в Тропарёве построена на месте более древнего деревянного храма Чуда Архистратига Михаила, который, ежели судить по сохранившимся документам, существовал здесь ещё в XIII веке. Он дважды перестраивался, а в конце 17-го века и вовсе сгорел.
И тогда уже на средства Новодевичьего монастыря, которому тогда принадлежало село Тропарёво, в 1694 году возвели каменный храм. Тот самый, который мы и видим ныне. И не исключено, что строил его тот же мастер, который аккурат в это же время трудился на строительстве Новодевичьего монастыря - Осип Дмитриевич Старцев.
В любом случае, храм получился красавцем. И крайне необычным, потому что сочетает в себе несочитаемые казалось бы вещи. С одной стороны, по сути – храм сельский с присущей ему архитектурой, а с другой – совершенно нетипичное богатое оформление наружного облика. И вот это сочетание несочитаемого дало в результате очень нарядный храм с радостными красными тонами фасада и яркими белыми его деталями.
Основной четверик здания завершается большими кокошниками, а над ними стоят пять миниатюрных двухъярусных барабанов, которые увенчиваются сияющими золотом восьмигранными главками.
Ну и еще подарок нам от строителей – рядом стоит красивейшая трехъярусная шатровая колокольня.
В целом же можно сказать, что храм Михаила Архангела носит черты так называемого «московского барокко».
Храм, увы, и закрывался, и разорялся. Особенно жаль пропавшие в первой трети прошлого века колокола, из уникального набора которых, впрочем, остался один, сохраненный кем-то из местных жителей, возвращенный храму и занявший в итоге свое законное место.
В настоящее время храм не просто возвращен церкви, бережно восстановлен и имеет статус Патриаршего подворья.
Однако, нужно заканчивать, поэтому напоследок – адрес Храм Архангела Михаила.
Проспект Вернадского, 90
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема