Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 12-19
Первые четыре века истории христианства известны как эпоха гонений. Последователи Спасителя были вне закона. С одной стороны, их преследовали иудейские религиозные лидеры как последователей ненавистного им Иисуса из Назарета, которого они считали самозваным Мессией. Лишь падение Иерусалима прекратило эту расправу. Однако еще более жестокие преследования христиане претерпели от римлян. Эти гонения продолжались два с половиной века. Римляне смотрели на христиан как на тех, кто подрывает государственные устои. Ведь они отказывались приносить жертвы императору, фигура которого была божественна. А потому навлекали на себя подозрение в неблагонадежности, считались потенциальными изменниками. Однако главная причина преследований заключалась в том, что христианство проповедовало образ жизни, резко противоположный язычеству. Проповедовало любовь вместо стоического равнодушия и эгоизма; смирение вместо гордости; обличало роскошь, учило воздержанию и посту; было противником многоженства и конкубината, по сути, института легальных любовниц; призывало состоятельных людей к благотворительности; рабовладельцев к милосердию. По этой причине христиан считали зловредной, маргинальной сектой и пытались ее искоренить. Самые ожесточенные гонения были при императорах Нероне, Траяне, Декии и Диоклетиане. Последователей Спасителя распинали на крестах, отдавали на съедение диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний, изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города. Порой мучители доходили то такого ожесточения, что измученных специально лечили, чтобы потом пытать заново. И вот что поразительно: несмотря на то, что по всем законам здравого смысла христианство должно было исчезнуть с лица земли, оно выжило. В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства. Более того, постепенно оно становится государственной религией Римской империи.
По человеческим меркам всё это невозможно. Но именно такую силу всем Своим ученикам обещает сегодня дать Спаситель. Единственное, что от нас требуется — среди всех этих и подобных невзгод хранить терпение и надеяться на Бога. За это Дух Божий восполнит наши немощи Своей благодатью, а теснота и скорби неизбежно обернутся радостью светлой Пасхи.