
1 Тим., 285 зач., V, 1-10.
Глава 5.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Итак, в сегодняшнем чтении мы услышали, как апостол Павел говорит о том, какими должны быть отношения христиан. Конечно, для современного человека этот текст может показаться чем-то очень странным. Почему он должен одних увещевать, других почитать... кому-то что-то внушать... Однако узнав, что апостол наставляет своего ученика в том, как устроить жизнь Ефесской общины, он может запутаться еще больше, ведь если он не управляет общиной, всё это к нему не относится. То есть кому-то это может быть интересно в качестве истории Церкви, но в смысле нравственных ориентиров это относится не ко всем, ведь не всем надо быть начальниками и организовывать жизнь общины.
И всё же внимательное чтение позволяет увидеть в словах апостола вечные темы, которые имеют отношение ко всем.
Например, что касается отношения к старым людям. Апостол просит Тимофея, чтобы он не укорял их, но увещевал. Греческий текст позволяет лучше понять, что имеет в виду апостол, ведь слово, которое переведено как «укорять», могло означать «бить, строго выговаривать, сурово критиковать». В то время как слово переведенное как «увещевать» означает не только «убеждать», но и «приободрять, оказывать моральную поддержку». Конечно, как любой человек облеченный властью, Тимофей мог пользоваться ею по-разному. Но разве мы, даже не имея никакой власти, не можем грубо разговаривать со старшими? Можем. А значит можем применить к себе совет апостола. Часто в традиционных обществах старые люди были хранителями традиций и мудрости прежних веков. Однако в ситуации Тимофея это могло быть не так. В молодую церковную общину мог прийти человек много лет бывший язычником или иудеем, которому было трудно воспринять христианство во всей его полноте. Но ведь и мы сегодня находимся в похожей ситуации, когда пожилым людям, воспитанным в атеистическом обществе, оказывается трудно воспринять полноту христианского мировоззрения. И это значит, что вместе с Тимофеем мы можем отнести к себе совет апостола: не укорять и критиковать, а воодушевлять и поддерживать, направляя ближних на верный путь. И здесь важно не столько само почтение апостола к возрасту, сколько сам принцип уважительного отношения ко всем: к пожилым женщинам как к матерям, к людям среднего возраста как к братьям и сестрам. Примечательно, что, говоря о последних, апостол подчеркивает, что отношения с ними должны сохраняться чистыми, лишенными всякой порочности и похоти.
Однако уважительное и предупредительное отношение должно быть обоюдным. В истории был случай, когда один язычник, назвавшись христианином, пользовался поддержкой христиан, которые были уверены, что помогают брату, попавшему в беду, в то время как тот в свою очередь только потешался над ними. Именно поэтому апостол говорит, что вдов, которые действительно нуждаются, необходимо поддерживать, но если у вдовы есть родственники, они должны помогать ей самостоятельно. Потому что тот, кто не заботится о близких, не просто не христианин, но хуже язычника. Иногда люди любят говорить о духовной жизни, и это само по себе не плохо. Только при этом важно не забыть, путь к ней лежит через самые простые вещи и начинается с заботы о тех, кто рядом.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM