Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 27-30
Мф., 43 зач., XI, 27-30 (о. Стефан Домусчи)
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В нашем сложном и непредсказуемом мире человеку очень хочется ощущать себя сильным и быть способным влиять на жизнь и ситуации, в которых он оказывается. Нередко, подобные стремления человек приносит вместе с собой в Церковь. Он приходит и просит у Бога сил и крепости, благословения на те или иные действия. Все это правильно и полезно, но всё это бывает совершенно неверным и обманчивым, потому что приходя к Богу, человек может просить решимости не на борьбу со злом, но на борьбу с другим человеком, который не нравится ему лично. Он может просить благословения, но на дела, которые далеки от добродетели. У него свои идеалы и цели и в борьбе за них от Бога ему нужно просто чтобы Он сделал его чуточку сильнее. На самом деле, когда мы приходим в Церковь, первое что мы должны помнить: это дом Божий и тело Христово. Помнить не только формально, но реально понимая и принимая, что раз я пришел к Богу, я не могу диктовать Ему свои условия… Если я хочу быть с Ним, мне надо научиться смотреть на мир и мое предназначение Его глазами. К сожалению, нередко люди пугаются и уходят именно потому, что оказывается, что Божьи дела и их собственное представление не совпадают.
Однако, дело Сына в мире как раз в том, чтобы творить волю Отца. Именно поэтому Он открывает правду об Отце только тем, кто готов поступать по Его примеру. Тот, кто ищет земных побед и пытается использовать для этого Бога – проиграет, потому что Бог не наемный работник. Тот, кто ищет Божьей воли – победит, даже если внешне это будет выглядеть как поражение.
Люди часто с ощущением глубокой скорби и неправильности всего происходящего несут на себе тяготы этого мира. Иногда они начинают бунтовать, но истинная любовь не в бунтарстве, а в изменении себя и через это преображение мира вокруг себя.
В сегодняшнем чтении Христос говорит: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою вас»! Сколько труждающихся и обремененных в мире! Сколько из них хотели бы успокоиться, но далеко не все они со Христом. Причин может быть много, но основная духовная причина в том, что успокоение, которое обещает Христос не столько прекращение трудностей и облегчение бремени. Приходя к Богу так думают многие, ждут, что Бог просто даст спокойствие, решит проблемы, повысит уровень комфорта…
Христос действительно говорит о том, что успокоит скорбящих, но на этом Его слова не заканчиваются. Он продолжает свою речь и говорит дальше: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня Ибо я кроток и смирен сердцем». Что за странное предложение брать на себя иго? Человек хочет быть свободным? Он приходит, чтобы освободиться… Но Бог знает, что та свобода к которой человек стремится – мнимая и предлагает ему свободу настоящую. И оказывается, что желая быть свободным, от родственников, от руководства, от обстоятельств, человек не свободен от самого себя. От самых простых и бытовых вещей: от обиды, от самомнения, от зависти… Для того, чтобы приобрести настоящую свободу, свободу от греха – Христос призывает нас взять на себя Его иго. Т.е. то, что воспринимается нами именно как иго, как нечто тяжелое. Что же это? Он уточняет: научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем.
Кроток, то есть укоренен в добре и правде Божией, смирен – то есть знаю правду о себе самом. Эта правдивость не означает унижения, но означает адекватную оценку всего состояния.
Непоколебимая укорененность в добре и смиренное осознание своего состояния, ободряет человека, ведь на ряду с грехами, он видит свою бесконечную ценность в очах Божиих. Все это дарует настоящий покой, который не меняется из-за временных обстоятельств.
Такие люди, по слову Спасителя, находят покой своим душам, но не потому что проблемы кончились, а потому что они воспринимаются совершенно иначе. Покой обретается потому, что иго Христово в отличие от ига мира – благое и легкое. Ведь это не иго постоянного несовпадение требований и возможностей, не тяжесть от постоянного несовпадения желаемого и действительного, которое мы испытываем живя в мире. Иго Христово, благое и легкое, потому что это иго любви и бремя свободы.
Кто-то скажет, что легкое бремя – это оксюморон, но именно оно освобождает нас от рабства всем остальным тяготам, делая нас во Христе, сынами Божьими.