— Мама, смотри, портрет настоящей принцессы!
— Нет, доченька, это великая княгиня Мария Александровна. Видишь, написано. Нарисовал её художник Иван Макаров.
— Но почему же она в короне?
— Не знаю, что тебе сказать, Наташа. Умеешь ты меня озадачить. С тобой по музеям без экскурсовода нельзя ходить.
— Позвольте, я вам помогу. Я хоть и не экскурсовод, а такой же посетитель Дагестанского музея изобразительных искусств, но разрешить ваше затруднение мне вполне по силам.
— Помогите, пожалуйста. Интересно узнать, кто прав — я или дочка?
— Вы обе правы, милые дамы. Великая княгиня — это русский аристократический титул, аналогичный европейскому званию «принцесса». Женщина, которую мы видим на портрете, появилась на свет в семье немецкого герцога и при рождении звалась Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, принцесса Гессенская и Прирейнская. А вступив в брак с наследником русского престола, стала именоваться великой княгиней Марией Александровной. На портрете она вскоре после свадьбы, это 1841 год. Здесь её высочеству всего семнадцать лет.
— А кто был её мужем?
— Александр Николаевич Романов. Он вошёл в историю как Александр Второй, царь-освободитель, отменивший крепостное право в России.
— Так значит, принцесса стала царицей? Поэтому она в короне?
— Мария Александровна прожила в России пятнадцать лет, прежде чем её супруг занял императорский трон. На портрете великая княгиня не в короне, а в кокошнике — это часть русского национального костюма. И декоративный головной убор, и традиционный для России парчовый сарафан символизируют, что немецкая принцесса стала русской.
— Разве это возможно — сменить национальность?
— Принадлежность к народу определяется не кровью, а любовью. Тут сразу вспоминается история библейской героини по имени Руфь. Урождённая язычница, она так прикипела к семье мужа-иудея, что даже после его смерти не оставила свою свекровь Ноеминь. Сказала ей: «Твой народ будет моим народом, твой Бог — моим Богом». Так и Мария Александровна приняла православие, стала частью семьи Романовых и русской истории.
— Интересно, а великая княгиня искренне сменила веру или потому что так было положено?
— Мария Александровна была искренним человеком. К переходу из лютеранской веры в православие принцесса готовилась ответственно. После первого Причастия лицо девушки светилось радостью — это отметили все, кто присутствовал на богослужении. И в дальнейшем вся жизнь Марии Александровны соответствовала канонам и традициям Русской Православной Церкви.
— Как это?
— Она жила по-христиански. В семье мужа её полюбили за кротость, а в стране — за милосердие. Мария Александровна была равнодушна к роскоши, не любила украшений и охотно занималась благотворительностью. Она содержала огромное количество сиротских приютов и богаделен для одиноких стариков. Супруга Александра Второго создала в России общество Красного креста, а во время русско-турецкой войны 1877 года открывала на свои средства госпитали для раненых.
— По картине Ивана Макарова видно, что великая княгиня была милостивой. Мне кажется, художник смог отразить её характер.
— Это правда. Живописцу удалось запечатлеть и внешнюю красоту, и внутреннее благородство великой княгини. С картины на нас смотрит девушка, которая надеется прожить свою жизнь праведно. И сегодня мы знаем, что её надежды осуществились.
«Портрет великой княгини Марии Александровны кисти Ивана Макарова можно увидеть в Дагестанском музее изобразительных искусств имени Гамзатовой».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».