Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 2-15
Мф., XI, 2-15 (о. Стефан Домусчи)
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Искренние и думающие люди всегда находятся в некотором внутреннем поиске, всегда переживают по поводу своей позиции, своей правоты. Дело не в том, конечно, что они обязательно в ней сомневаются… Просто их принятие чего бы то ни было, всегда остается живым и осознанным и никогда не становиться слепым и формальным. Любой человек, верующий он или неверующий, всегда должен спрашивать себя: прав ли я? Что дает мне эту внутреннюю уверенность? Человек находящийся на правильном пути укорениться в нём ещё больше, тот же кто находится на ложном – будет иметь шанс исправиться.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим как Иоанн Креститель посылает своих учеников ко Христу спросить Его: Тот ли Он, Кто должен прийти или им ждать другого?
Действительно ли Иоанн Креститель сомневался и не был уверен во Христе или, зная о своей грядущей смерти, он искал возможности наставить сомневающихся учеников? Так или иначе, люди встречавшие Христа нередко сомневались в том, действительно ли Он Мессия или, может быть, он просто очередной проповедник, которого стоит послушать, но за которым не стоит идти до конца. Сомневались, потому что надеялись увидеть в Мессии сильного политического лидера, того, кто сможет повести за собой народ. В то же время, во Христе они видели чудотворца, целителя, проповедника, но не видели политика, не видели, чтобы Он искал власти и силы… И многие начинали задумываться «Он ли это?»
Как мы знаем, отвечая, Христос не говорит лишних слов, не приводит каких-то рациональных доказательств, но призывает верить своим делам, слепые прозревают и хромые ходят, мертвые воскресают… Он завершает словами «Блажен, кто не соблазнится обо Мне».
Вопрос о Христе, звучит не только из глубины веков, многие из нас задают его и сегодня. Мы приходим в Церковь, приходим к Богу, но при этом ищем чего-то своего, решения проблем, исполнения желаний… На этом пути, Христос, не исполнивший просьб, заставляет задуматься, тот ли Он, за кем надо идти? Человек, прошедший это испытание, открывает для себя простую истину: мы приходим в Церковь, чтобы принять Божье, а не найти свое. Требовать от Бога своего – значит не понимать Его. Он пришел для того, чтобы вернуть нас на истинный путь, а не для того, чтобы исполнять наши желания. Такое принятие воли Божьей о себе оказывается очень трудным… Неслучайно, рассказывая о самом Иоанне Крестителе, Господь возвеличивает его и напоминает о том, насколько он был верен Божьему замыслу о себе.
Для тех, кто не соблазнится и останется со Христом, начинается новая жизнь, жизнь причастная Его Царству. Она будет настолько полной, что меньший в ней, окажется большим, чем Иоанн Креститель. Но жизнь эта предполагает усилия, и только употребляющие усилие восхищают его. Действительно, когда иудеи ждали Мессию, они думали, что он придет и победит вместе с ними и за них. Они верили, что они войдут в его царство просто благодаря своей крови и благодаря своему происхождению. Но такие надежды оказывались ложными. Ни происхождение, ни политический выбор, ни чтобы то ни было другое, кроме внутреннего духовного усилия не является для человека необходимым на этом пути. Если ты пришел ко Христу, будь готов принять от Него цель твоей жизни, будь готов учиться у Него, и употребляй все свои силы на этом пути, ведь Его Царство не просто приходит, не случается как нечто внешнее и от тебя не зависящее. Оно зреет в сердце, даруется как ответ на личное усилие. Усилие тех, кто имеет мужество и решимость слышать Его призыв.