— Маргарита Константиновна, здравствуйте, как хорошо, что я вас встретил! Я на днях прочитал в интернете историю одной картины, и так захотел рассказать её вам!
— Здравствуй, Ванечка. С удовольствием послушаю.
— Помните работу Альбрехта Дюрера «Руки молящегося»?
— Конечно, прекрасно помню. Я видела это произведение шестнадцатого века в галерее «Альбертина» в Вене, столице Австрии. Но можно освежить изображение в памяти, найти его в интернете. Вот, пожалуйста. Небольшой рисунок, чуть меньше современного альбомного листа, выполнен белилами и серой краской на бумаге, покрытой синим грунтом. Молитвенно сложенные ладони прорисованы с анатомической точностью, мягкие манжеты рукавов у запястий — ничего лишнего, всё кратко и ёмко. А что интересного ты узнал об этой работе?
— Представляете, оказывается, Альбрехт Дюрер посвятил её своему брату Альберту! Они оба мечтали стать художниками, но отец не мог оплатить их обучение — ведь в семье было восемнадцать детей, и денег не хватало. Тогда братья бросили жребий. Альбрехту выпало учиться в Нюрнбергской художественной академии, а Альберту — идти в шахту, чтобы заработать на это денег. Когда же счастливчик получил образование и разбогател, он предложил оплатить учебу своему благодетелю. Но Альберт ответил, что стать художником уже не сможет — ведь за четыре года тяжелой работы его пальцы огрубели. Натруженные руки брата и нарисовал Альбрехт.
— Легенда красивая. Но, к сожалению, она не может быть правдой.
— Почему?
— Потому что она противоречит историческому документу — автобиографии Альбрехта Дюрера. Там написано, что отец и мать художника действительно родили восемнадцать детей. Но до взрослого возраста дожили только трое — сам Альбрехт, Эндрес и Ганс. Брата по имени Альберт у Дюрера не было.
— Но может быть, Эндрес или Ганс помогли Альбрехту стать художником?
— Эндрес был младше Альбрехта на тринадцать, а Ганс — на девятнадцать лет, так что оказать ему помощь в юности они никак не могли. Да в этом и не было необходимости. Отец мальчиков работал ювелиром и мог позволить себе оплатить учёбу сына. Что он и сделал. Правда, учился Альбрехт не в Нюрнбергской художественной академии — она открылась спустя полтора века после его смерти, а в частной школе опытного живописца Михаэля Вольгемута.
— Но чьи же руки тогда изобразил Дюрер?
— Вероятнее всего, свои собственные. Эти узкие ладони с длинными пальцами и тонкими запястьями вполне узнаваемы. Такой же чуть искривлённый мизинец можно увидеть на автопортретах Альбрехта Дюрера. Специалисты считают, что художник прикладывал левую руку к зеркалу, а правой срисовывал её вместе с отражением.
— А зачем ему это было нужно?
— Вероятнее всего, этюд служил упражнением для написания алтарной иконы, над которой Дюрер работал в том же 1508 году. Образ Богородицы в окружении святых заказал меценат Якоб Геллер для монастыря во Франкфурте-на-Майне. Несколько персонажей этого произведения изображены с молитвенно сложенными руками.
— А ведь и впрямь похоже, что рисунок «Руки молящегося» — это фрагмент иконы!
— Похоже. В жесте, запечатлённом Дюрером, есть тёплое чувство к Богу. Произведение «Руки молящегося» способно вызвать молитвенное настроение. Недаром в девятнадцатом веке оно стало иллюстрацией в нескольких западных изданиях Библии. Открытки с репродукцией рисунка христиане в Европе дарили друг другу на праздники и помещали в домах рядом с иконами.
— Надо, пожалуй, повесить репродукцию рисунка над письменным столом. Я немного расстроился, когда узнал от вас, что история про Альбрехта Дюрера и его брата — всего лишь легенда. А потом понял, что ценности произведения это нисколько не уменьшает.
— Согласна! И если у тебя будет возможность побывать в Австрии, обязательно зайди в Венскую галерею «Альбертина». Там ты увидишь подлинник картины «Руки молящегося» и с особой силой почувствуешь, почему она уже несколько веков остаётся символом обращения к Богу.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема