— Маргарита Константиновна, здравствуйте, как хорошо, что я вас встретил! Я на днях прочитал в интернете историю одной картины, и так захотел рассказать её вам!
— Здравствуй, Ванечка. С удовольствием послушаю.
— Помните работу Альбрехта Дюрера «Руки молящегося»?
— Конечно, прекрасно помню. Я видела это произведение шестнадцатого века в галерее «Альбертина» в Вене, столице Австрии. Но можно освежить изображение в памяти, найти его в интернете. Вот, пожалуйста. Небольшой рисунок, чуть меньше современного альбомного листа, выполнен белилами и серой краской на бумаге, покрытой синим грунтом. Молитвенно сложенные ладони прорисованы с анатомической точностью, мягкие манжеты рукавов у запястий — ничего лишнего, всё кратко и ёмко. А что интересного ты узнал об этой работе?
— Представляете, оказывается, Альбрехт Дюрер посвятил её своему брату Альберту! Они оба мечтали стать художниками, но отец не мог оплатить их обучение — ведь в семье было восемнадцать детей, и денег не хватало. Тогда братья бросили жребий. Альбрехту выпало учиться в Нюрнбергской художественной академии, а Альберту — идти в шахту, чтобы заработать на это денег. Когда же счастливчик получил образование и разбогател, он предложил оплатить учебу своему благодетелю. Но Альберт ответил, что стать художником уже не сможет — ведь за четыре года тяжелой работы его пальцы огрубели. Натруженные руки брата и нарисовал Альбрехт.
— Легенда красивая. Но, к сожалению, она не может быть правдой.
— Почему?
— Потому что она противоречит историческому документу — автобиографии Альбрехта Дюрера. Там написано, что отец и мать художника действительно родили восемнадцать детей. Но до взрослого возраста дожили только трое — сам Альбрехт, Эндрес и Ганс. Брата по имени Альберт у Дюрера не было.
— Но может быть, Эндрес или Ганс помогли Альбрехту стать художником?
— Эндрес был младше Альбрехта на тринадцать, а Ганс — на девятнадцать лет, так что оказать ему помощь в юности они никак не могли. Да в этом и не было необходимости. Отец мальчиков работал ювелиром и мог позволить себе оплатить учёбу сына. Что он и сделал. Правда, учился Альбрехт не в Нюрнбергской художественной академии — она открылась спустя полтора века после его смерти, а в частной школе опытного живописца Михаэля Вольгемута.
— Но чьи же руки тогда изобразил Дюрер?
— Вероятнее всего, свои собственные. Эти узкие ладони с длинными пальцами и тонкими запястьями вполне узнаваемы. Такой же чуть искривлённый мизинец можно увидеть на автопортретах Альбрехта Дюрера. Специалисты считают, что художник прикладывал левую руку к зеркалу, а правой срисовывал её вместе с отражением.
— А зачем ему это было нужно?
— Вероятнее всего, этюд служил упражнением для написания алтарной иконы, над которой Дюрер работал в том же 1508 году. Образ Богородицы в окружении святых заказал меценат Якоб Геллер для монастыря во Франкфурте-на-Майне. Несколько персонажей этого произведения изображены с молитвенно сложенными руками.
— А ведь и впрямь похоже, что рисунок «Руки молящегося» — это фрагмент иконы!
— Похоже. В жесте, запечатлённом Дюрером, есть тёплое чувство к Богу. Произведение «Руки молящегося» способно вызвать молитвенное настроение. Недаром в девятнадцатом веке оно стало иллюстрацией в нескольких западных изданиях Библии. Открытки с репродукцией рисунка христиане в Европе дарили друг другу на праздники и помещали в домах рядом с иконами.
— Надо, пожалуй, повесить репродукцию рисунка над письменным столом. Я немного расстроился, когда узнал от вас, что история про Альбрехта Дюрера и его брата — всего лишь легенда. А потом понял, что ценности произведения это нисколько не уменьшает.
— Согласна! И если у тебя будет возможность побывать в Австрии, обязательно зайди в Венскую галерею «Альбертина». Там ты увидишь подлинник картины «Руки молящегося» и с особой силой почувствуешь, почему она уже несколько веков остаётся символом обращения к Богу.
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Переяславская рада». Дмитрий Володихин
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества, результатом которого стало вхождение Запорожского войска в Русское царство и присяга казаков царю Алексею Михайловичу.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.