— Саша, смотри, оказывается в нашем художественном музее Алтайского края есть полотно знаменитого Саврасова! Того самого, который картину «Грачи прилетели» написал.
— Точно, Алексей Саврасов! Его полотно называется «Могила над Волгой». Вот, вижу, в центре картины — покосившийся крест на горе. Интересно, чьё это захоронение?
— Не знаю. Может быть, какого-нибудь известного человека? Попробуй в Интернете найти ответ.
— А что в поисковике набрать, как ты думаешь? «Чью могилу нарисовал Саврасов»?
— Может, лучше «Старое захоронение над Волгой»?
— Позвольте вам помочь, молодые люди. У меня есть ответ на ваш вопрос. Я как раз недавно изучил историю этой работы Алексея Саврасова.
— Ой, расскажите, пожалуйста.
— Да, было бы интересно узнать.
— С удовольствием поделюсь тем, что знаю. Картина Алексея Саврасова «Могила над Волгой» — это пейзаж настроения. Через него художник передал свое отношение к смерти, и старое захоронение здесь — символ, не имеющий отношения к какому-то конкретному человеку.
— А почему у Саврасова возникла идея нарисовать это печальное полотно? У него что-то случилось?
— Да, художник пережил трагедию, которая произошла внезапно, посреди благополучия. Саврасов получил от мецената Павла Третьякова заказ на серию волжских пейзажей. Алексей Кондратьевич любил неброскую красоту Поволжья и с удовольствием отправился с женой в творческую командировку в Ярославль. Супруги сняли квартиру и какое-то время жили, по выражению художника, тихо и сосредоточенно. У Саврасовых родилась дочь. Но вскоре она умерла, и спокойная размеренная жизнь рухнула.
— Вот почему художник нарисовал такую мрачную картину!
— Я бы не назвал её мрачной. На меня пейзаж не производит гнетущего впечатления, несмотря на свои тёмные тона. Изогнутая берёза, сухие травы, деревянный сруб одинокой могилы на берегу реки — это только передний план картины, и он, обратите внимание, погружён в тень. А заднее пространство изображения совсем иное.
— А ведь точно! Картина как будто поделена по диагонали! Нижняя левая часть тёмная и скорбная. Она вызывает сильные эмоции и приковывает внимание. Так что сразу и не заметишь: правая верхняя половина полотна — светлая!
— Верно! Сочный закат заливает горизонт, небо и река золотятся в лучах заходящего солнца. И от тёмного берега, от заброшенного кладбища стремится в этот радостный поток света одинокая птица.
— Как будто душа покинула тело и улетает в небо.
— Этот образ Саврасов использовал, чтобы передать — жизнь не заканчивается земным существованием, ему на смену приходит нечто более возвышенное, значительное, прекрасное.
— А сколько времени прошло со смерти девочки на момент создания картины?
— Полотно написано в 1874 году — то есть, с похорон прошло три года. Для Саврасова это был непростой период осмысления человеческих страданий и смерти. Плод мучительных раздумий воплотился в полотне «Могила над Волгой». Художник смог преодолеть отчаяние, обрёл светлую надежду. И с каждым внимательным зрителем он сквозь века делится своей верой в то, что жизнь сильнее смерти.
«Картину Алексея Саврасова „Могила над Волгой“ можно увидеть в Государственном художественном музее Алтайского края».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.