— Саша, смотри, оказывается в нашем художественном музее Алтайского края есть полотно знаменитого Саврасова! Того самого, который картину «Грачи прилетели» написал.
— Точно, Алексей Саврасов! Его полотно называется «Могила над Волгой». Вот, вижу, в центре картины — покосившийся крест на горе. Интересно, чьё это захоронение?
— Не знаю. Может быть, какого-нибудь известного человека? Попробуй в Интернете найти ответ.
— А что в поисковике набрать, как ты думаешь? «Чью могилу нарисовал Саврасов»?
— Может, лучше «Старое захоронение над Волгой»?
— Позвольте вам помочь, молодые люди. У меня есть ответ на ваш вопрос. Я как раз недавно изучил историю этой работы Алексея Саврасова.
— Ой, расскажите, пожалуйста.
— Да, было бы интересно узнать.
— С удовольствием поделюсь тем, что знаю. Картина Алексея Саврасова «Могила над Волгой» — это пейзаж настроения. Через него художник передал свое отношение к смерти, и старое захоронение здесь — символ, не имеющий отношения к какому-то конкретному человеку.
— А почему у Саврасова возникла идея нарисовать это печальное полотно? У него что-то случилось?
— Да, художник пережил трагедию, которая произошла внезапно, посреди благополучия. Саврасов получил от мецената Павла Третьякова заказ на серию волжских пейзажей. Алексей Кондратьевич любил неброскую красоту Поволжья и с удовольствием отправился с женой в творческую командировку в Ярославль. Супруги сняли квартиру и какое-то время жили, по выражению художника, тихо и сосредоточенно. У Саврасовых родилась дочь. Но вскоре она умерла, и спокойная размеренная жизнь рухнула.
— Вот почему художник нарисовал такую мрачную картину!
— Я бы не назвал её мрачной. На меня пейзаж не производит гнетущего впечатления, несмотря на свои тёмные тона. Изогнутая берёза, сухие травы, деревянный сруб одинокой могилы на берегу реки — это только передний план картины, и он, обратите внимание, погружён в тень. А заднее пространство изображения совсем иное.
— А ведь точно! Картина как будто поделена по диагонали! Нижняя левая часть тёмная и скорбная. Она вызывает сильные эмоции и приковывает внимание. Так что сразу и не заметишь: правая верхняя половина полотна — светлая!
— Верно! Сочный закат заливает горизонт, небо и река золотятся в лучах заходящего солнца. И от тёмного берега, от заброшенного кладбища стремится в этот радостный поток света одинокая птица.
— Как будто душа покинула тело и улетает в небо.
— Этот образ Саврасов использовал, чтобы передать — жизнь не заканчивается земным существованием, ему на смену приходит нечто более возвышенное, значительное, прекрасное.
— А сколько времени прошло со смерти девочки на момент создания картины?
— Полотно написано в 1874 году — то есть, с похорон прошло три года. Для Саврасова это был непростой период осмысления человеческих страданий и смерти. Плод мучительных раздумий воплотился в полотне «Могила над Волгой». Художник смог преодолеть отчаяние, обрёл светлую надежду. И с каждым внимательным зрителем он сквозь века делится своей верой в то, что жизнь сильнее смерти.
«Картину Алексея Саврасова „Могила над Волгой“ можно увидеть в Государственном художественном музее Алтайского края».
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема