— Оказывается, путешествовать по России так интересно, Маргарита Константиновна! Хорошо, что вы уговорили нас с мамой поехать в Тутаев. Здесь такие потрясающие виды!
— Точно, Ваня! Особенно отсюда, с набережной Волги — не налюбоваться! Давай побродим здесь, пока твоя мама сувениры выбирает.
— Эх, сейчас бы краски и кисточки!
— Тебе не первому пришла в голову мысль нарисовать этот волжский откос. Сейчас я тебе покажу, как мастерски запечатлел его в 1909 году Борис Кустодиев. Набираем в поисковике: «Картина «Гуляние на Волге»... Готово, смотри!
— Набережная прежде была совсем другой! Военный оркестр играл в павильоне, прогуливались дамы в светлых платьях и соломенных шляпках, господа с тросточками в руках. А вот противоположный берег Волги за сто с лишним лет как будто не изменился! Те же маленькие домики среди деревьев, белокаменная церковь с зелёными куполами. Здорово, что она уцелела после революции!
— Да, утратить Воскресенский собор было бы очень прискорбно! Этот храм украшает здешние места с семнадцатого века. Именно благодаря ему пейзаж на картине «Гуляние на Волге» столь узнаваем. Здание не просто белокаменное — его фасад богато украшен фигурной кладкой, изразцами и росписями. И Борис Кустодиев точно отразил его на своем полотне. Даже на репродукции в телефоне можно разглядеть, настолько собор изящен.
— Чувствуется, Кустодиев любил здешние места. Он жил в Тутаеве?
— Художник часто бывал здесь. Вот только город в его время назывался не Тутаев, а Романов-Борисоглебск.
— Интересно, а почему у небольшого городка такое длинное причудливое название?
— Потому что он был образован в девятнадцатом веке из двух селений — Борисоглебска, расположенного на правом берегу Волги и Романова на левом.
— Воскресенский собор был частью Борисоглебска?
— Совершенно верно. А мы с тобой стоим сейчас на земле Романова. Этот бульвар прежде назывался Волжским, а теперь носит имя Бориса Кустодиева.
— Интересно, а где именно художник рисовал картину «Гуляние на Волге»?
— Он работал над полотном в гостинице «Эрмитаж» — она располагалась чуть выше над рекой и до наших дней не сохранилась. Из номера на втором этаже открывалась панорама и на живописное левобережье, и на променад на набережной Волжского бульвара.
— Судя по картине, на променаде всегда было оживлённо!
— О, да! Здесь находились пароходные общества, у каждого из них имелась своя пристань. По реке ходили тяжёлые баржи с грузами, здесь дымили трубами белые пассажирские пароходы, сновали бесчисленные лодки. На набережной можно было встретить представителей всех сословий — рыбаков, купцов, рабочих-водников и дворян, занимавших инженерные и офицерские должности в пароходствах. В будние дни они здесь работали, а в воскресенье весь город выходил на променад отдохнуть.
— У Кустодиева на полотне, похоже, как раз воскресный день запечатлён. Праздник!
— Пожалуй, праздничность — главное качество, которым наделил Борис Кустодиев свое полотно. Оно дышит радостью. Деревья зеленеют, в реке отражается небо, люди отдыхают, потрудившись. И всю эту немудрёную драгоценную жизнь осеняют купола нарядного Воскресенского собора.
— Жаль, изображение в телефоне не передаёт в полной мере настроения картины.
— Эта беда поправима! Мы непременно побываем в Русском музее Санкт-Петербурга и своими глазами увидим полотно Бориса Кустодиева «Гуляние на Волге».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, если я живу в окружении порочных людей? Что я могу противопоставить недостаткам своих ближних? Как мне вести себя, чтобы сделать их лучше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й и 10-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Христиане Коринфа собрали для Иерусалимской общины, которая оказалась в затруднительном материальном положении, финансовую помощь. Однако у некоторых из коринфских верующих появились сомнения, дойдёт ли эта помощь до адресата. Были те, кто стал наговаривать на Павла, что, дескать, он корыстный человек и он присвоит эти средства. В ответ на эту клевету и звучат те слова апостола, которые мы только что услышали.
Павел обличает мотив, побуждающий его противников злословить его и выставлять обманщиком. Они смотрят на него как на поступающего «по плоти». То есть видят в Павле человека, который действует не по внушению Святого Духа, но по своему личному разумению, ради собственной выгоды. Поэтому он призывает их обратить внимание на то, как через него действует сила Божия, которая, по его выражению, «разрушает твердыни». Скорее всего, Павел подразумевает свои победы над языческими философами, а также иудейскими богословами. Кроме того, апостол призывает своих оппонентов посмотреть, сколько людей благодаря его трудам обратились в Христову веру. Всё это должно быть достаточным свидетельством для того, чтобы увидеть, какой Дух действует через апостола.
Однако Павел приводит ещё один аргумент. «На личность ли смо́трите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Мысль апостола следующая. Нам свойственно видеть в людях то, что мы видим в себе. Нередко мы приписываем окружающим собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее. И мы при этом уверены, что это не наше, а другого человека. Психологи называют это свойство нашего сознания проекцией. Это общий естественный механизм. Его действие прекрасно иллюстрирует притча о пчеле и мухе. Пчёлка везде видела ароматные цветы, а муха — только навозные кучи. И Сам Господь упоминает в Евангелии об этой закономерности: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Эту логику Павел и применяет в борьбе со своими противниками. Если человек Христов, то он и об окружающих будет судить как о тех, кто в той или иной степени связан со Христом. Даже в тех, кто наполнен тьмой, он будет склонен видеть проблески света. И, напротив, если человек не обращает внимания даже на явные проявления Святого Духа через Павла и продолжает настойчиво обвинять его в корысти, это явное свидетельство его собственного сердечного состояния. Какая-то страсть точит его душу. А потому и в окружающих он ощущает подвох.
Всё сказанное имеет практические выводы. Порой мы обязаны просто в силу своей должности противостоять злу и сражаться за правду. И это делать необходимо. Однако важно помнить, что, если бы источником наших проблем были только окружающие люди, мы были бы обречены. Ведь в конечном счёте исправить окружающих невозможно. А потому порой сражение с пороками близких напоминает бой со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, а на её месте две новые выросли. И так до бесконечности. Поэтому главной заботой христианина должна быть работа над изменением собственного сердца. Преподобный Паисий Святогорец советовал приучить себя почаще включать добрый помысел. То есть заставлять себя думать о человеке хорошее даже в том случае, когда житейский опыт побуждает тебя думать плохое. Если такой работы не будет, то всякое наше сражение за правду, даже самое искреннее, в итоге превратится в безумие и противостояние истине.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать работу горячей линии «Милосердие»

Макар из Республики Башкортостан растёт в большой семье. Серьёзный и ответственный парень, старается учиться на отлично. Он хочет в будущем найти хорошую работу и помочь родным выбраться из сложных жизненных обстоятельств.
Семья живёт сельской местности и находится в трудном финансовом положении. Пять лет назад, когда началась пандемия коронавируса, и школы перешли на удалённое обучение, 10-летнему Макару, а также его братьям и сёстрам пришлось пропускать уроки. Так сложилось, что у них не оказалось под рукой ни компьютера, ни современных телефонов, чтобы выходить в Интернет, участвовать в занятиях и выполнять задания. Но школьник не растерялся. Он позвонил на горячую линию Русской Православной Церкви и попросил о помощи. Подросток объяснил, что ему и его родным для учёбы необходим ноутбук.
Просьбу ребёнка не оставили без ответа. Нужную технику семье Макара доставил домой священник Уфимской епархии. Растроганный подросток выбежал ему на встречу, у него не было сомнений, что это именно то, чего он и его близкие так ждали.
Обратиться на горячую линию социальной помощи Русской Православной Церкви может любой человек. Каждый день на номер 8 800 70 70 222 поступают сотни звонков. Ситуации и просьбы самые разные. И ни одна из них не остаётся без внимания. Сейчас большинству необходима поддержка продуктами, одеждой и жизненно важными лекарствами, особенно людям, которые находятся в зоне конфликта. Чаще всего помощь важно оказать быстро, поэтому у горячей линии должны быть на это ресурсы. Поддержите работу проекта на платформе «Поможем», совершив любой благотворительный взнос. И пусть помощь приходит вовремя к тем, кто её очень ждёт.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов