
«Вьюн над водой расстилается, дева у окна дожидается...», — доносилось с улицы. Слова старинной песни грустно выводили деревенские девушки: «...Вынесли для ней клобук с мантией. Это вот мое — Богом суженое...». Елена улыбнулась: «Будто и впрямь обо мне поют. Вот только не знаю, дождусь ли я желанного пострига».
Елена была младшей дочерью титулярного советника Василия Мантурова. Воспитывал её старший брат Михаил — родители умерли так рано, что Лена их и не помнила. Она выросла умницей и красавицей, с живым характером и отзывчивой душой. Её увлекало все яркое, она предвкушала балы, светскую жизнь, блестящую партию. Но в 1822 году необъяснимый случай странно развернул её жизнь.
Елене было тогда семнадцать. Её нашли бледную как смерть, с расширенными от ужаса глазами. Лишь спустя время девушка смогла рассказать, что с ней произошло. Она увидела в небе над собой огромного чёрного змея, готового поглотить ее. Позднее, утешая, её уверяли, что это был смерч. Но так ли это было важно, если в одну секунду Елена осознала всю скоротечность земной жизни, ее призрачность и тленность. «Пресвятая Богородица, спаси меня, обещаю стать монахиней!», — закричала девушка, и страшный змей унесся прочь. Елену уговаривали, что обет её ненастоящий, что сказанное необдуманно, в страхе, не может быть ценным для Бога. Но она-то знала цену своим словам. На нее дохнуло смрадом преисподней — и в этом был зловещий призрак будущего. Достойна ли, в самом деле, Небесного Царства она, которая за весельем так часто забывала о Боге?
Самое горькое состояло в том, что обет Елены как будто не принимал всерьез старец Серафим. Брат и сестра Мантуровы как к отцу прикипели душой к этому доброму иеромонаху и часто приезжали к нему в Саровскую пустынь. Но в последнее время эти поездки не радовали Елену. Едва завидев девушку, старец начинал говорить о том, какой жених ее ожидает в будущем, да как счастлива она будет с ним. Она умоляла батюшку, спорила, плакала, а он продолжал настаивать на своём. Последний разговор и вовсе получился неприятным для Елены.
— Вот что я еще скажу тебе, радость моя! Когда ты будешь в тягостях-то, так не будь слишком на всё скора.
Елена вспыхнула.
— Прошу вас, батюшка, не будем об этом разговаривать!
Но старец продолжал.
— Ты слишком скора, радость моя; а это не годится, будь ты потише. Не шагай большими шагами, а все потихоньку, да потихоньку! Если так-то пойдешь, благополучно и снесёшь!
Елена уехала домой раздосадованная. Она хотела, было, поселиться в Муромском монастыре, принять там постриг и не видеть больше отца Серафима. Но потом поняла, что без участия батюшки ей будет еще труднее. Три года она прожила дома, затворившись в своей комнате, как в келье. В молитве искала утешения и ответа все свои вопросы. Вновь приехав в Дивеево, поселилась, по благословению старца, в женской монашеской общине в Дивеево. Прошел месяц, и старец призвал её к себе.
— Теперь, радость моя, пора уже тебе и с женихом обручиться!
Елена Васильевна, испуганная, зарыдала.
— Не хочу я замуж, батюшка!
— Ты всё ещё не понимаешь меня, матушка!
Старец взял в руки икону Христа Спасителя.
— Ведь вот какой Жених-то ждёт тебя, радость моя!
Семь лет прожила Елена Мантурова в иноческом постриге, исполняя послушания, пребывая в непрестанной молитве. Своим незлобием она стяжала любовь всех, кто её знал. Ей было двадцать семь, когда преподобный Серафим сказал: «Радость моя, Миша, брат твой, умирает, но он так нужен мне для устроения обители сестёр Дивеевских! Не согласишься ли ты умереть вместо него?»
...«Нет больше той любви, как если отдаст кто жизнь свою за друзей своих», — эти слова Христа исполнила преподобная сестра Дивеевской обители, молодая русская дворянка Елена Мантурова. Тихими шагами, по благословению преподобного Серафима, подошла она к рождению Вечной жизни. Мудрый старец видел, что она выносила заветный плод, и готова предстать пред Создателем. И никакой черный змей уже не мог помешать её счастью!
Храм Казанской иконы Божией Матери — Владивосток
В южной части Владивостока есть полуостров Шкота — узкий длинный мыс. С двух сторон его омывают заливы — Золотой Рог и Амурский. Сейчас на полуострове находится оживлённый район. А на заре истории города, во второй половине девятнадцатого века, это была пустынная местность. С годами здесь появилось кладбище. В его пределах хоронили в основном солдат и офицеров гарнизона Владивостокской крепости. На средства военных моряков в 1908 году на кладбище построили церковь и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1938-м этот храм на Шкоте снесли безбожники. Вскоре закрыли и кладбище. Могилы сравняли с землёй и построили над ними жилые дома. В 1958 году на том месте, где стояла Казанская церковь, появился кинотеатр «Вымпел».
В конце девяностых годов двадцатого века директором здесь работала Татьяна Цапенко — человек, знающий и любящий историю Владивостока. А ещё — верующий! Татьяне Михайловне не давала покоя мысль, что негоже устраивать развлечения там, где предки молились Богу. Своими сомнениями женщина поделилась с Владивостокским епископом Вениамином (Пушкарём). Владыка поддержал Татьяну и обратился к городским властям за разрешением перестроить кинотеатр под храм Казанской иконы Божией Матери. Градоначальники дали добро и 4 ноября 1999 года епископ Вениамин совершил здесь первое богослужение.
С каждым годом здание всё больше приобретало облик церкви. В 2002-м над кровлей вознёсся купол с крестом — он хорошо виден с кораблей из акватории Золотого Рога. Ещё год спустя рядом с Казанским храмом поставили колокольню и в праздничные дни над морем стал разливаться благовест. Преобразилось и внутреннее пространство церкви. Московские художники расписали стены и своды в древних иконописных традициях. Среди святых ликов здесь можно увидеть образ святителя Николая Японского, миссионера конца девятнадцатого — начала двадцатого века. А также икону священномученика Германа Алатырского, который в 1931 году возглавлял Владивостокскую епархию.
При Казанской церкви продолжил свою работу кинозал. Он небольшой, но уютный. В 2003 году здесь прошел кинофестиваль «Эхо Золотого витязя» под руководством известного кинорежиссера и актера Николая Бурляева.
Храм Казанской иконы Божией Матери очень любим горожанами. В воскресные и праздничные дни он всегда бывает полон. По старой традиции сюда приходят моряки, чтобы поблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь в дальнем плавании.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм иконы Божьей Матери «Знамение» (Крым, Судакский район, село Грушевка)
Путешествуя по Крыму, порой открываешь для себя уникальные места, о которых мало кто знает. Вот, например, едешь себе по трассе «Феодосия-Симферополь» и вдруг — указатель. Скромный, маленький, можно не обратить внимания и проскочить. Но если заметил — мимо уже точно не проедешь. Надпись на нём гласит: «Храм Знамения, 1-й век — 1 километр». Подумать только: где-то здесь, совсем рядом, находится христианская церковь апостольских времён!
Дорога приведёт в село Грушевка — это Судакский район. Придётся немного попетлять между домами по холмистой, неровной местности — такова уж особенность неповторимого крымского ландшафта. И вот, почти на окраине, у кромки леса, перед нами встанет довольно неприметный приземистый домик из неотёсанного природного камня. Крест на плоской крыше заметен не сразу. На стене табличка с надписью: «Древний храм. Первый век».
Признак того, что храм относится к апостольским временам — это особое устройство его алтаря. Небольшое помещение перекрыто сферическим куполом, который держится на закладных камнях. Так действительно было принято при апостолах. Строго говоря, первым веком от Рождества Христова следует датировать именно алтарь. Предположительно, он был устроен в небольшой пещере. Позже, примерно в 4 столетии, над пещерой был возведён храм. Многое повидал он за полтора тысячелетия. Пережил нашествие кочевников-гуннов, османское владычество, а в конце 18 века был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Какому святому, иконе или празднику изначально, в древности, была посвящена церковь — увы, неизвестно. Храм разрушался и восстанавливался. Но древняя, пещерная его часть, дошла до нас в первозданном виде. Интересно, что даже в советское время Знаменский храм оставался действующим вплоть до 1958 года и закрылся по причине аварийного состояния здания. Когда в 1990-е храм вновь передали верующим, его пришлось буквально откапывать — настолько сильно он ушёл в землю. И сегодня, как два тысячелетия назад, здесь возносятся молитвы Богу, а камни помнят первых последователей Христа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Блаженной Матроны Московской (Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край)
Комсомольск-на-Амуре расположен в четырёхстах километрах к северу от Хабаровска. Город был основан в 1860 году как село Пермское в рамках правительственной программы по укреплению дальневосточных рубежей России. Дома русские поселенцы поставили на берегу Амура — там, где сейчас возвышается над рекой деревянная церковь Блаженной Матроны Московской.
Это уже третий храм здесь, в районе современной Набережной. Первый, построенный в девятнадцатом веке, был посвящён Илье Пророку. Ту церковь закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом — столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим.
Однако, в 1996 году горожане решили вновь поставить над Амуром церковь. В начале 1999 года деревянный храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, но вскоре произошла беда — 7 марта здание загорелось из-за неисправности электропроводки. После пожара от церкви остался лишь каменный фундамент.
На этом история не закончилась. Жители Комсомольска-на-Амуре не оставляли надежду восстановить храм на набережной. Через 20 лет на собранные горожанами средства был изготовлен сруб из дальневосточной лиственницы — дерева, которому не страшны морозы. Церковь собрали на прежнем фундаменте по старинным технологиям, без единого гвоздя и освятили во имя блаженной старицы Матроны Московской. 4 сентября 2021 года под сводами храма состоялась первая литургия. С тех пор богослужения здесь не прекращаются.
А в 2024 году в Комсомольск-на-Амуре доставили из Москвы частицу святых мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться у святыни в храм на Набережной пришли сотни горожан. Это событие стало важной страницей в летописи деревянной церкви, посвящённой блаженной старице.
Все выпуски программы ПроСтранствия







