«Вьюн над водой расстилается, дева у окна дожидается...», — доносилось с улицы. Слова старинной песни грустно выводили деревенские девушки: «...Вынесли для ней клобук с мантией. Это вот мое — Богом суженое...». Елена улыбнулась: «Будто и впрямь обо мне поют. Вот только не знаю, дождусь ли я желанного пострига».
Елена была младшей дочерью титулярного советника Василия Мантурова. Воспитывал её старший брат Михаил — родители умерли так рано, что Лена их и не помнила. Она выросла умницей и красавицей, с живым характером и отзывчивой душой. Её увлекало все яркое, она предвкушала балы, светскую жизнь, блестящую партию. Но в 1822 году необъяснимый случай странно развернул её жизнь.
Елене было тогда семнадцать. Её нашли бледную как смерть, с расширенными от ужаса глазами. Лишь спустя время девушка смогла рассказать, что с ней произошло. Она увидела в небе над собой огромного чёрного змея, готового поглотить ее. Позднее, утешая, её уверяли, что это был смерч. Но так ли это было важно, если в одну секунду Елена осознала всю скоротечность земной жизни, ее призрачность и тленность. «Пресвятая Богородица, спаси меня, обещаю стать монахиней!», — закричала девушка, и страшный змей унесся прочь. Елену уговаривали, что обет её ненастоящий, что сказанное необдуманно, в страхе, не может быть ценным для Бога. Но она-то знала цену своим словам. На нее дохнуло смрадом преисподней — и в этом был зловещий призрак будущего. Достойна ли, в самом деле, Небесного Царства она, которая за весельем так часто забывала о Боге?
Самое горькое состояло в том, что обет Елены как будто не принимал всерьез старец Серафим. Брат и сестра Мантуровы как к отцу прикипели душой к этому доброму иеромонаху и часто приезжали к нему в Саровскую пустынь. Но в последнее время эти поездки не радовали Елену. Едва завидев девушку, старец начинал говорить о том, какой жених ее ожидает в будущем, да как счастлива она будет с ним. Она умоляла батюшку, спорила, плакала, а он продолжал настаивать на своём. Последний разговор и вовсе получился неприятным для Елены.
— Вот что я еще скажу тебе, радость моя! Когда ты будешь в тягостях-то, так не будь слишком на всё скора.
Елена вспыхнула.
— Прошу вас, батюшка, не будем об этом разговаривать!
Но старец продолжал.
— Ты слишком скора, радость моя; а это не годится, будь ты потише. Не шагай большими шагами, а все потихоньку, да потихоньку! Если так-то пойдешь, благополучно и снесёшь!
Елена уехала домой раздосадованная. Она хотела, было, поселиться в Муромском монастыре, принять там постриг и не видеть больше отца Серафима. Но потом поняла, что без участия батюшки ей будет еще труднее. Три года она прожила дома, затворившись в своей комнате, как в келье. В молитве искала утешения и ответа все свои вопросы. Вновь приехав в Дивеево, поселилась, по благословению старца, в женской монашеской общине в Дивеево. Прошел месяц, и старец призвал её к себе.
— Теперь, радость моя, пора уже тебе и с женихом обручиться!
Елена Васильевна, испуганная, зарыдала.
— Не хочу я замуж, батюшка!
— Ты всё ещё не понимаешь меня, матушка!
Старец взял в руки икону Христа Спасителя.
— Ведь вот какой Жених-то ждёт тебя, радость моя!
Семь лет прожила Елена Мантурова в иноческом постриге, исполняя послушания, пребывая в непрестанной молитве. Своим незлобием она стяжала любовь всех, кто её знал. Ей было двадцать семь, когда преподобный Серафим сказал: «Радость моя, Миша, брат твой, умирает, но он так нужен мне для устроения обители сестёр Дивеевских! Не согласишься ли ты умереть вместо него?»
...«Нет больше той любви, как если отдаст кто жизнь свою за друзей своих», — эти слова Христа исполнила преподобная сестра Дивеевской обители, молодая русская дворянка Елена Мантурова. Тихими шагами, по благословению преподобного Серафима, подошла она к рождению Вечной жизни. Мудрый старец видел, что она выносила заветный плод, и готова предстать пред Создателем. И никакой черный змей уже не мог помешать её счастью!
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер