
Еф., 221 зач., II, 14-22.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Помню, как сразу после рукоположения в диаконы я дежурил в кафедральном соборе. Смотрел за порядком, отвечал на вопросы. Именно в тот момент я заметил одну очевидную вещь, которой не замечал раньше. Обычно я ходил в храм только ко времени богослужения и в нем всегда были люди, которых я знал как прихожан. Для меня было открытием, что многие люди приходят в храм во внебогослужебное время, ставят свечи, стоят у икон и молятся в тишине. Несколько раз у меня получалось поговорить с такими людьми и оказывалось, что они не просто зашли в храм по пути, но пришли специально, когда народу будет поменьше, чтобы помолиться в одиночестве. Современная жизнь очень суетна и желание побыть в тишине, подумать о своей душе, о своих отношениях с Богом вполне понятно и даже оправдано.
Но вот мы слышим сегодняшний отрывок из послания к Ефесянам и вся его суть сводится к тому, что Бог во Христе призывает нас к новым, более глубоким и совершенным отношениям с Собой и другими людьми... Христос — есть мир — то есть Он открывает путь примирения, потому что Его смертью на кресте, уничтожается всякая вражда: иудеев и язычников, людей и Бога, ведь все могут примириться со всеми... Могут! Но не вынуждены, потому что Христос являет Бога не как начальника в тюрьме, чьи указания заключённые обязаны исполнять, но как любящего Отца, который зовет детей к общению.
Но вот именно в такой ситуации падший человек и начинает чувствовать дискомфорт. Я помню, как одна женщина мне сказала: зачем мне все эти чужие люди? Они мне совершенно не интересны, и я не хочу с ними общаться. И надо сказать, что мне, как и каждому другому человеку, вполне понятны её ощущения, которые в том или ином обществе испытал бы каждый. Но вопрос не в том, что мы чувствуем и чего желаем, а в том, как мы к этому относимся! Как мы воспринимаем это желание?
Внешнему человеку может показаться, что его зовут в компанию чужих ему людей, зовут в коллектив, сплочённый какими-то возвышенными идеями... Но апостол не имеет ввиду чего-то похожего на обычные коллективы или партии. Церковь для него оказывается не коллективом с идеями, но собранием тех, кто едины в Духе Святом. Эти люди начинают не с теоретических вещей, а с реального изменения себя. В них нет прежней вражды и закрытости, нет соперничества и недоверия, нет ощущения отчуждённости и неприкаянности. Ведь они, по слову апостола, «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».
Очень хорошо рассказываете, сказала мне моя собеседница, вот когда у вас здесь будет именно так, я и приду.
Что было ей ответить, если на земле, действительно не бывает ничего совершенного? Пожалуй, только одно: в Царствие Небесное, образом которого является Церковь уже здесь, на земле, невозможно прийти на всё готовое, как невозможно стать добрым без совершения добрых дел. Оно создается не для нас, но нами, в нашей общей жизни со Христом.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица