Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 34-41
Какая интереснейшая тема сегодняшнего чтения — соотношение внешнего и внутреннего, формы и содержания! И какое парадоксальное заключение — которое, казалось бы, вообще никак не вяжется с предыдущим текстом! Только что речь шла о профессиональном и хроническом фарисейском лицемерии — и тут вдруг — «подавайте лучше милостыню, и тогда всё будет хорошо!» Разве это не странно? Давайте разбираться!
Ответ находится в первых строчках, когда Спаситель говорит о теле, оке и внутреннем свете. Для нашего слуха фраза об оке как о «светильнике тела» выглядит, мягко говоря, странно. Мы-то ведь прекрасно знаем, что глаза — не «светятся» — если только это не какой-то герой из фильма ужасов. Однако в древности люди считали иначе — и, в каком-то смысле, их нефизиологический взгляд был даже глубже. Исследователи говорят, что в античном мире было распространено представление, что человек видит из-за некоего источника света, который скрыт в глазах. Куда направляется этот «светильник» — то человек и видит — как если бы это был луч прожектора. Отсюда — «свет очей моих», «глаза померкли» и другие выражения.
Но почему я сказал, что этот антинаучный взгляд — достаточно глубок по своей сути? Потому, что он на первое место выводит не сам факт физического взаимодействия сетчатки и световых волн, а сторону психической и психологической интерпретации получаемой мозгом информации. Сама-то по себе ценность этой информации — нулевая, всё определяется именно тем, как будет «прочитана» она личностью. И в этом смысле «око» становится чем-то значительно бОльшим, нежели «орган зрения».
Свет, который «исходит из человека» через его око — это психологическая предубеждённость, искажённость грехом — которая накладывает свой отпечаток на всё, с чем имеет дело человек. Либо — наоборот, «чистое» — а по-славянски и гречески — «простое» — око — просто, без ненужных перетолковываний, воспринимает окружающую жизнь такой, какая она есть. Одно время проводились опыты с изменением освещения в столовых. При определённой цветовой температуре (предлагаю сказать иными словами или объяснить слушателям, что это такое) люди не могли взять в род даже самые ароматные и любимые блюда — настолько их сознание отказывалось принимать эту пищу с несвойственным ей цветом!
Так вот, только у света Христа — единственно правильная цветовая температура, при которой красное — действительно красное, белое — белоснежно, а чёрное — однозначно мрачно. У каждого из нас этот баланс внутреннего зрения нарушен грехом, и только в святости, по мере приближения к Свету Христову этот баланс восстанавливается. А что, как не любовь и милосердие к ближнему прежде всего и характеризует Свет Божий? Вот, наконец, мы и подобрались к ответу: если даже самый отпетый лицемер будет в своей жизни руководствоваться милостью к другим, его «цветовая температура» внутреннего взгляда начнёт неизбежно всё больше приближаться к здоровым значениям — и постепенно и лживость, и лицемерие, и всё остальное лукавство отвалятся, как шелуха, ставшая ненужной и неинтересной!