— Простите, вы не могли бы мне помочь?
— Постараюсь. Какая помощь вам требуется?
— Понимаете, я корреспондент газеты, мне нужно сделать пару снимков для репортажа отсюда, из Приморской картинной галереи. Вы не подержите светоотражатель?
— О, это легко! Какое полотно вы хотите сфотографировать?
— Пожалуй, самый выигрышный вариант — картина Николая Харламова «Русская девушка». Образ героини в народном костюме построен на контрастах: яркие бусы — белая сорочка. И головной убор на девушке создаёт чёткий геометрический рисунок — как раз хорошо для снимка. Странный, кстати, убор — в первый раз такой вижу.
— Это парчовый платок, завязанный особым способом, его называли «складка». Спереди в ткань закрепляли жёсткую полоску из картона, и за счёт этого убор возвышался надо лбом. Два конца отреза скрепляли на затылке, а два других свободно ниспадали по плечам и спине.
— А вот интересно, художник изобразил свою модель с тщательно покрытой головой и назвал работу «Русская девушка». Разве девицы в патриархальном обществе должны были прятать волосы под платок?
— Тонкое замечание. Девушки на Руси действительно покрывали голову символически — лентой, венчиком или кокошником, оставляя волосы на виду. А складку носили замужние женщины и просватанные барышни. Взгляните на выражение лица девушки на картине — в нём угадывается особое волнение. Такой трепет человек испытывает на пороге важных перемен в жизни. Парчовый головной убор на голове героини подсказывает нам, что таким рубежом в её жизни станет свадьба.
— Значит, Харламов ничего не напутал!
— Конечно же, нет! Николай Николаевич хорошо знал русские народные обычаи — он был сыном сельского священника, вырос среди простых людей.
— Надо же — сын священника стал художником. Не захотел пойти по духовной линии?
— Было у Харламова такое стремление. Он даже окончил Духовное училище во Владимире, поступил в семинарию. Но незадолго до получения диплома забрал документы и стал студентом Императорской академии художеств. Картина «Русская девушка» создана им как раз во время учёбы, в 1888 году.
— А почему Харламов из семинарии ушёл? Веру в Бога потерял?
— Ни в коем случае! Он решил служить Богу и Церкви иным образом.
— Каким?
— Николай Николаевич стал иконописцем. Настоящим мастером! Его даже пригласили работать над внутренним убранством храма Спаса-на- Крови в Санкт-Петербурге.
— Я там был на экскурсии! Потрясающие мозаики!
— Так вот эскизы для сорока двух из тех мозаик написал именно Николай Харламов! За работу в области церковного искусства художник получил звание академика живописи.
— А светские картины он больше не писал?
— Писал. После революции художник поселился в деревне в Ивановской губернии. Жил скромно, рисовал соседей-крестьян.
— Но эти портреты, наверное, не имеют такой ценности, как мозаики в храме Спаса-на-Крови?
— У них своя, особая ценность. Николай Николаевич красками на холсте мог поведать о надеждах и чаяниях своего героя, его скорбях и вере, месте в истории родины. Вот и картина «Русская девушка» — не только эффектный арт-объект, но и трогательный рассказ о земном пути неповторимого Божьего создания.
Картину Николая Харламова «Русская девушка» можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.