Книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» вышла в этом году и стала не просто очередной хорошей книжкой, а без преувеличения – бестселлером, бьющим все рекорды продаж и настоящей литературной сенсацией. Ажиотаж вокруг этого сборника рассказов из монастырской жизни, собравшего немало самых престижных литературных наград, не утихает.
Такой оглушительный успех объяснить одновременно и просто, и сложно. Думаю, что для широкого читателя привлекательна в первую очередь, конечно, сама персона автора – духовного лица, монаха. Архимандрит Тихон - наместник московского Сретенского монастыря, но в то же время личность известная, и не только в церковных кругах, - а, как это сейчас принято говорить, «медийная».
И вот как раз здесь возникает вопрос: о чем это таком мог написать монах, что книгой – весьма внушительной, кстати, по объему – зачитываются не только церковные бабушки и монастырские послушники, но и «продвинутая» современная молодежь с экранов айпадов, и романтичные барышни в вагонах метро, и вообще, граждане самого разного возраста и рода деятельности?
На первый взгляд, пишет отец Тихон о вещах, светскому читателю не очень близких. О монастырском быте, монашеских послушаниях, долгих церковных службах… Но уже с первых строк становится понятно, что как раз в этом-то и прелесть. Ведь читатель попадает в мир, прежде ему незнакомый, - и в этом мире, оказывается, живут вовсе не унылые «люди в черном», а незаурядные личности, - многогранные, удивительные, а порой даже и непредсказуемые, но по-настоящему преданные выбранному пути.
Кто же они, эти «несвятые святые»? В книге отца Тихона их немало. Это Великий Наместник Псково-Печерского монастыря, отец Алипий, бывший фронтовик, от гнева которого трепетали даже сотрудники КГБ, и который однажды совсем не по-монашески «отшил» самого министра культуры СССР Екатерину Фурцеву.
Это «вредный», как за глаза прозвали его послушники, везде сующий свой нос монастырский казначей отец Нафанаил. Про него говорили, что в своем заплечном мешке он носил не то сухари, не то миллион рублей. Это молоденький послушник Саша Швецов, благополучный сын столичного номенклатурного работника, приехавший в монастырь в американской куртке и фирменных джинсах, и без сожаления сменивший всю эту немыслимую по тем временам роскошь на черный подрясник.
Наконец, это отец Иоанн (Крестьянкин), еще в те, очень непростые для Церкви годы, прославившийся как настоящий подвижник и опытный духовный наставник. Ему в книге посвящены несколько глав, создающих живой и близкий образ этого, как о нем справедливо говорили, и говорят сейчас, прозорливого старца.
Уникален включенный в сборник рассказ «матушки Фроси» - монахини Дивеевского монастыря, записанный с ее собственных слов. В Дивеево она приехала молодой девушкой незадолго до революции и пережила вместе с обителью самое страшное – поругание, разруху и запустение. Долгие годы моталась по тюрьмам и ссылкам, и вновь вернулась к родному, но уже разоренному монастырю. До самой смерти жила матушка Фрося в маленьком домике-сарайчике под монастырскими стенами.
Из отдельных историй об отдельных людях автору «Несвятых святых» удалось создать необычайно цельное произведение. Можно даже, набравшись смелости, сказать, что отец Тихон в своей книге как бы модернизирует, приближает к современности древний жанр агиографии, то есть «житийный» жанр, умело «приправляя» свое повествование где-то мистическими нотками, а где-то даже детективным сюжетом.
А еще благодаря этой книге понимаешь, что хороших людей на свете все-таки очень много. Просто иногда мы сами не хотим замечать их присутствие рядом с нами. А они близко – только руку протяни…"
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О значении Миланского эдикта

В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О служении медиков

Сегодня 15 июня. День медицинского работника.
О служении медиков — игумен Назарий (Рыпин).
Значение медицины, конечно же, велико в жизни современного человека. Все мы так или иначе болеем, обращаемся к врачам.
Но ещё в Ветхом Завете сказано: «Не греши, чтобы не пасть в руки врачей», — во-первых. И мы знаем, что, когда попадаешь действительно в руки медиков, то очень много приходится претерпевать всевозможных скорбей болезненных, процедур, операций, быть может даже. Но это помогает нам сохранять какое-то всё-таки, как это называют врачи, качество жизни.
И в другом месте Премудрый Соломон говорит: «Не пренебрегай врачом, ибо он в своё время нужен». И в нашей жизни мы видим необходимость медиков, их служения человеку. Мы знаем даже три пары врачей, которых звали Косма и Дамиан, в разных местностях они жили, Пантелеимона Великомученика, они не брали денег.
Но в современном мире иногда медицина становится коммерцией. И вот дай Бог, чтобы наши врачи сохраняли всё-таки это служение. Потому что настоящий медик, конечно же, служит людям, как учитель, как воин и как священник.
Все выпуски программы Актуальная тема