Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15
Ветхозаветные иудеи большое внимание уделяли символическому значению чисел. Так, число «два» для них обозначало крепость закона Божьего, потому что заповеди, данные пророку Моисею, были изложены на двух каменных скрижалях. Перед храмом Соломона стояли две мощные колонны — Иахин и Воаз — бывшие видимым указанием на могущество Господне. Число «семь» являлось символом полноты и завершенности — за шесть дней Бог сотворил мир, а на седьмой благословил своё творение.
В состав особых чисел включали иудеи и «семьдесят». Тоже неспроста. Пророку Моисею в пустыне помогали управлять народом еврейским семьдесят старейшин. А от сыновей Ноя — Сима, Иафета и Хама — произошло, с точки зрения ветхозаветного предания, семьдесят народов, наполнивших собой мир. Благодаря двум приведенным эпизодам из библейской истории для иудеев число «семьдесят» стало одновременно символом власти и широты мироздания.
Оба значения сошлись в сегодняшнем евангельском чтении. Господь Иисус избирает для помощи двенадцати апостолам еще семьдесят учеников. Их он отправляет проповедовать по городам Палестины. Отправляет по двое, что соответствовало особенностям еврейского законодательства — для подтверждения правоты какого-либо учения нужен был второй свидетель. Семьдесят апостолов значительно расширили географию проповеди Евангелия, при этом являясь полноценными носителями власти Христовой. Младшим ученикам Спаситель дал, так же, как и двенадцати старшим, такую же способность изгонять бесов и лечить больных.
Господь Иисус предупредил Своих новых учеников, что их ожидают на пути многочисленные испытания. Они окажутся овцами среди волков. Но никакие опасности не смогут посеять страх в сердца семидесяти, потому что они будут исполнять миссию, порученную им Сыном Божиим. Христу было очень важно, как ученики поведут себя во время самостоятельного миссионерского путешествия. Господь запретил им брать с собой лишние вещи, не тратить время на пустые разговоры — многословные восточные приветствия. Христос прямо говорит апостолам, что они могут пользоваться чужим гостеприимством, но не должны им злоупотреблять. Семидесяти ученикам нельзя было переходить из одного дома в другой, выбирая лучший. И нельзя было также оставаться на одном месте более двух дней — чтобы не прослыть тунеядцами.
Спаситель призывает апостолов не переживать, если их проповедь где-то не будет принята. Отрясание праха, о котором говорит Евангелие, это не проклятье, а как бы символическое перелистывание страницы. Неудача есть неудача, но никакое сопротивление не может в итоге сдержать пришествия Царства Божьего. Вот в чем состоит смысл слов Спасителя, которые Он просил передать жителям городов, не принявших проповедь: «однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». Суд Божий над городами, не принявшими Евангелие, состоится, и он будет более суровым, нежели над древним Содомом, нечестивые дела которого вошли в поговорку. В числе палестинских селений, попавших в список отвергнутых Богом, оказались — Хоразин, Вифсаида и Капернаум. В каждом из них Христос проповедовал, совершил множество чудес, но это не обратило местных жителей к вере в Сына Божьего.
Сегодняшнее чтение учит нас сразу нескольким вещам. Первая — что учение апостолов обладает в Церкви авторитетом самого Иисуса Христа, потому что в их евангельской вести звучит тот же Божественный призыв к следованию заповедям, как и в Слове самого Господа Иисуса. Вторая вещь — это провозглашение свободы. Или ты принимаешь Евангелие Царства Божьего, или отвергаешь его. Бог тебя не принуждает, Он только предлагает. Но выбор означает и ответственность — от собственного решения человека зависит вся его дальнейшая судьба как на земле, так и в жизни вечной.