
Епископ Антоний (Николаевский) был назначен на Енисейскую и Красноярскую кафедру в тысяча восемьсот семьдесят третьем году и стал третьим архиереем молодой епархии. Ему предстояло трудиться на пространстве, простиравшемся от нынешней Хакасии до Северного Ледовитого океана.
Каждый год владыка Антоний совершал поездки по епархии, посещая и её дальние пределы, в том числе Туруханский край, как в те времена называли северную часть Енисейской губернии. Там было пять приходов, разделённых сотнями километров, — в Туруханске, Дудинке, Хатанге, селениях Верхне-Инбатском и Тазовском. Всего в крае проживало около семи тысяч жителей — в основном якутов, эвенков, долганов и представителей других коренных народов. Они вели кочевой образ жизни, странствуя по тундре. «Жители Туруханского края, — считал владыка Антоний, — по причине отдалённости одной церкви от другой лишены возможности посещать часто храмы и исполнять христианские обязанности».
Характерны слова одного якута, который, приехав в Хатангу с озера Ессей, спросил: «Поедет ли кто из священников к нам на Ессей?» «Ведь мы такие же крещёные христиане, — продолжил якут. — Много есть у нас крестить и венчать».
Чтобы северяне не были лишены церковной жизни, архиерей предписал духовенству ежегодно совершать поездки по местам кочевий. Также он организовал постройку Казанской часовни у реки Гольчихи, правого притока Енисея — это было популярное место рыбного промысла, куда съезжалось много людей.
Коренные жители принимали Православие искренне, а приезды священника встречали как праздник. Долганы и эвенки в своих чумах хранили иконы в особых ящичках или чистых мешочках, вынимая их для молитвы.
И хотя нелегко было найти священников, которые имели бы желание и здоровье для служения в Туруханском крае, опору владыка Антоний нашёл в протоиерее Михаиле Суслове, впоследствии ставшем известным миссионером и составившем словарь языка селькупов. За крещение сотен коренных жителей епископ Антоний дважды награждал отца Михаила грамотами.
Большие труды понёс епископ Михаил в южной части своей обширной епархии. Так, летом тысяча восемьсот семьдесят шестого года в селе Аскиз на территории нынешней Хакасии он крестил три тысячи три человека, включая шестьсот двенадцать шаманов. Удивительно было видеть такое множество людей, собравшихся у реки Аскиз на крещение — в сознании невольно возникали образы крещения русичей в днепровских водах. «Откуда мне сие?» — вопрошал я себя в радостном трепете«, — вспоминал владыка Антоний.
Добрую память он оставил в Красноярске. В тысяча восемьсот семьдесят девятом году его трудами в городе был заложен Успенский монастырь. На его территории действовала школа, где учились и представители коренных народов Сибири.
Авторитет епископа Антония был столь велик, что жители после страшного пожара в тысяча восемьсот восемьдесят первом году избрали его председателем комитета по помощи беднякам. В том же году он покинул Сибирь, будучи перемещён на Пензенскую кафедру.
По воспоминаниям современников, владыка Антоний вёл аскетический образ жизни, «отходил ко сну поздно, а ранним утром, когда ещё все спали, становился на молитву. Молитвенный подвиг он совершал тайно от всех ночью». Епископ оставил о себе память как о ревнителе проповеди Православия.
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов