
Священник-миссионер Пётр Суворов первую свою поездку из якутского Среднеколымска на Чукотку предпринял в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году. Весной он посетил Анюйскую крепость на реке Малый Анюй, куда традиционно съезжались для торговли русские, чукчи, эвенки, юкагиры, и крестил сорок три человека. Затем проповедник прибыл в Никольский храм в устье реки Раучуа — единственный на тот момент во всей Чукотке, после чего отправился в долгий обратный путь на Колыму. Всего за своё путешествие он крестил девяносто трёх местных жителей.
Так и проходила жизнь священника-миссионера: в ежегодных поездках по полторы тысячи вёрст в одну сторону, сопровождавшихся опасностями и лишениями, в поисках разбросанных по огромным просторам людей, многие из которых никогда за свою жизнь не видели священника.
Чтобы проповедовать Христа в таких краях, нужно мужество и особое расположение души. Отец Пётр, прибывший когда-то в Сибирь из Тверской епархии, писал: «Давно я желал посетить край полярных жителей — чукчей. Не охлаждали мою мысль ни отдалённость места, ни рассказы колымских жителей о «свирепых нравах» так называемых «дикарей».
Свирепости священник не встретил, но с некоторыми специфическими обычаями столкнулся. Так, в одном месте чукчи по приходу миссионера всю ночь шаманили, требуя, чтобы злой дух показал им загадочного «русского Бога». Многие чукчи суеверно думали, что «русский Бог» губит их единоплеменников.
Миссионер объяснял чукчам, что Господь любит всех людей, все народы, и произвёл их от единых предков. Отец Пётр рассказывал о библейских событиях, о ветхозаветных и новозаветных праведниках, а главное — об Иисусе Христе, о Воскресении и жизни вечной, о христианской жизни. Проповедник призывал: «А чтобы веровать в Бога и по смерти получить хорошее место у Него, нужно креститься и жить так, как я говорил вам».
Не раз чукчи отвечали, что если бы раньше слышали о таком учении, то давно бы крестились. Встречая большой интерес и просьбы о том, чтобы тотчас креститься, отец Пётр, однако, не спешил совершать Таинство, особенно когда видел у людей неготовность оставить языческие обычаи или желание заполучить материальные блага. Ведь чукчи «раньше любили, — объяснял отец Пётр, — за крещение получать подарки, но я решился остановить эту наклонность».
Боролся миссионер и с более значительными пороками. Так, весной тысяча восемьсот шестьдесят шестого года в Анюйской крепости он застал невиданный прежде пьяный разгул и настойчиво увещевал собравшихся чукчей против питья водки, сгубившей много жизней северян.
За одиннадцать лет общения с чукчами священник Пётр Суворов заслужил их уважение. Неудивительно, что ему было доверено приводить к присяге тех чукчей, которые ещё не вошли в подданство Российской империи.
В тысяча восемьсот шестьдесят девятом году отца Петра Суворова перевели в Якутск, где он стал преподавателем в духовном училище. Перед тем, как покинуть Чукотку, он представил священноначалию подробные соображения о том, как лучше организовать духовное окормление чукчей в дальнейшем.
Священник Пётр Суворов оставил заметный след в истории православной Чукотки. Великий просветитель Сибири святитель Иннокентий (Вениаминов) ценил отца Петра и с похвалой писал, что он «понимает дело миссионера».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема