
В августе две тысячи двадцать первого года на главной площади города Кандалакши в Мурманской области был открыт памятник преподобному Феодориту Кольскому — выдающемуся миссионеру шестнадцатого века, просветителю народа саамов, земли Кольской заступнику, как поётся в кондаке этому святому.
Уроженец Ростова Великого, одного из важнейших культурных центров древней Руси, в юные годы Феодорит изучил грамоту и получил духовную подготовку. Он прошёл монашескую школу Соловецкой обители, был учеником преподобного Зосимы Соловецкого.
Тяга к уединению, любовь к Северу привели Феодорита в тысяча пятьсот восемнадцатом году на Кольский полуостров. Здесь он жил и трудился много лет, просвещая истиной православной веры народ саамов — или лопарей, как их называли на Руси. Люди эти жили неприхотливой жизнью. Святой Феодорит писал: «Тот народ лопарей — люди очень простые и кроткие, и совсем к какому-либо лукавству не склонные, к пути спасения же старательны и охочи».
Преподобный ездил в становья лопарей у рек Тулома, Ваенга и Нива. Как писал князь Андрей Курбский, знавший святого Феодорита, «он умел старые нечистоты злобы разрушать и искоренять их из душ человеческих, и нечистых, и скверных очищать и просвещать, и к Господу обращать».
Просветив множество лопарей, Феодорит не мог их сам крестить, не имея священного сана. Поэтому в тысяча пятьсот двадцать шестом году он отправил делегацию саамов к великому князю Василию Иоанновичу. Как сказано в Софийской летописи, «приехаше к Москве, лопляне били челом государю и просили священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением». Государь благосклонно отнёсся к их просьбе, и в том же году был послан иеромонах Илия, а в устье реки Нива был построен храм святого Иоанна Предтечи, ставший началом будущего города Кандалакши. Множество лопарей приняло крещение в этой церкви.
В тысяча пятьсот тридцать первом году такие же события произошли у рек Колы и Туломы после основания там двух церквей. А спустя ещё два года преподобный Феодорит был рукоположен во священника, получив право и самому крестить. Как писал историк Николай Карамзин, святой Феодорит «имел славу крестить многих диких лопарей; не убоялся пустынь снежных; проник во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрёл для них письмена».
Последнее обстоятельство особенно примечательно. Святой Феодорит был человеком образованным. Он составил первую в истории азбуку языка саамов, которая, к сожалению, не сохранилась до нашего времени, перевёл Символ веры и основные молитвы.
В тысяча пятьсот сороковом году преподобный основал Троицкий Усть-Кольский монастырь, ставший центром духовного просвещения обширного края. Что примечательно, многие монахи обители были лопарями.
В тысяча пятьсот пятьдесят первом году святой Феодорит покинул Север, чтобы вернуться туда несколько раз уже на закате жизни. Слава о его духовной жизни и учёности дошла до царя Иоанна Васильевича, который направил преподобного в Константинополь в качестве своего представителя, чтобы добиться признания греками царского статуса правителя Руси. С этой миссией святой Феодорит справился блестяще.
В церковных молитвах он прославляется как «апостолов сопричастник». Вместе со своим сподвижником преподобным Трифоном Печенгским, проповедовавшим в других местах, святой Феодорит является небесным заступником саамов.
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер