
В августе две тысячи двадцать первого года на главной площади города Кандалакши в Мурманской области был открыт памятник преподобному Феодориту Кольскому — выдающемуся миссионеру шестнадцатого века, просветителю народа саамов, земли Кольской заступнику, как поётся в кондаке этому святому.
Уроженец Ростова Великого, одного из важнейших культурных центров древней Руси, в юные годы Феодорит изучил грамоту и получил духовную подготовку. Он прошёл монашескую школу Соловецкой обители, был учеником преподобного Зосимы Соловецкого.
Тяга к уединению, любовь к Северу привели Феодорита в тысяча пятьсот восемнадцатом году на Кольский полуостров. Здесь он жил и трудился много лет, просвещая истиной православной веры народ саамов — или лопарей, как их называли на Руси. Люди эти жили неприхотливой жизнью. Святой Феодорит писал: «Тот народ лопарей — люди очень простые и кроткие, и совсем к какому-либо лукавству не склонные, к пути спасения же старательны и охочи».
Преподобный ездил в становья лопарей у рек Тулома, Ваенга и Нива. Как писал князь Андрей Курбский, знавший святого Феодорита, «он умел старые нечистоты злобы разрушать и искоренять их из душ человеческих, и нечистых, и скверных очищать и просвещать, и к Господу обращать».
Просветив множество лопарей, Феодорит не мог их сам крестить, не имея священного сана. Поэтому в тысяча пятьсот двадцать шестом году он отправил делегацию саамов к великому князю Василию Иоанновичу. Как сказано в Софийской летописи, «приехаше к Москве, лопляне били челом государю и просили священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением». Государь благосклонно отнёсся к их просьбе, и в том же году был послан иеромонах Илия, а в устье реки Нива был построен храм святого Иоанна Предтечи, ставший началом будущего города Кандалакши. Множество лопарей приняло крещение в этой церкви.
В тысяча пятьсот тридцать первом году такие же события произошли у рек Колы и Туломы после основания там двух церквей. А спустя ещё два года преподобный Феодорит был рукоположен во священника, получив право и самому крестить. Как писал историк Николай Карамзин, святой Феодорит «имел славу крестить многих диких лопарей; не убоялся пустынь снежных; проник во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрёл для них письмена».
Последнее обстоятельство особенно примечательно. Святой Феодорит был человеком образованным. Он составил первую в истории азбуку языка саамов, которая, к сожалению, не сохранилась до нашего времени, перевёл Символ веры и основные молитвы.
В тысяча пятьсот сороковом году преподобный основал Троицкий Усть-Кольский монастырь, ставший центром духовного просвещения обширного края. Что примечательно, многие монахи обители были лопарями.
В тысяча пятьсот пятьдесят первом году святой Феодорит покинул Север, чтобы вернуться туда несколько раз уже на закате жизни. Слава о его духовной жизни и учёности дошла до царя Иоанна Васильевича, который направил преподобного в Константинополь в качестве своего представителя, чтобы добиться признания греками царского статуса правителя Руси. С этой миссией святой Феодорит справился блестяще.
В церковных молитвах он прославляется как «апостолов сопричастник». Вместе со своим сподвижником преподобным Трифоном Печенгским, проповедовавшим в других местах, святой Феодорит является небесным заступником саамов.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема