
Жил когда-то один очень могущественный царь. Было у него всё, о чём только может мечтать человек: богатство, власть, красивый дворец, жена, дети, много слуг. Даже здоровье — и то было. Каждое желание царя немедленно исполнялось, но это не приносило ему радости. Грозный и мрачный сидел он на троне, так что к нему и приблизиться было страшно.
И вот однажды царь вызвал своего главного министра и сказал:
— Почему я такой несчастный? Сделай меня счастливым, и я тебя озолочу. А если не выполнишь моё желание, велю отрубить тебе голову! Где хочешь мне счастье добудь!
Растерялся министр: что же ему делать? Ведь счастье — это состояние души, а не вещь какая-нибудь, его просто так не добудешь.
Но на то он и был министром, чтобы что-нибудь придумать.
— Ваше величество, — сказал он царю. — Нужно достать рубашку счастливого человека и носить её. В ней вы точно станете счастливым.
— Так найди скорее счастливого человека, возьми у него рубашку и принеси мне. Да поскорей! — приказал царь.
Первым делом министр отправился к самому богатому человеку в городе после царя и попросил у него рубашку. Но тот ответил:
— Можешь взять сколько угодно рубашек, мне не жалко, но только я не могу назвать себя счастливым.
Многих людей обошёл министр, но никто из них не был счастливым: у того беды, у другого болезни. Придворный совсем уже было отчаялся, но тут кто-то сказал ему:
— Не печалься, я знаю одного человека, он, должно быть, точно счастливый. Каждую ночь он сидит на берегу реки и играет на флейте.
Ночью министр пришёл на берег реки, и заслушался, как хорошо незнакомец играл на флейте. Каждый звук музыки был исполнен такой благодати, что министр даже прослезился.
— Наконец-то я нашёл того, кто мне нужен! — воскликнул он.
Подбежав к музыканту, министр спросил:
— Скажи, ты счастлив?
— Да, — ответил тот, — когда я играю, счастье переполняет меня!
— О, тогда мне нужна поскорее твоя счастливая рубашка! — воскликнул министр. — Я должен скорее отнести её царю.
— Но на мне нет никакой рубашки, — сказал музыкант. — Должно быть, тебе в темноте не видно, что я по пояс голый. Вот что я тебе скажу: однажды я отказался от богатства, знатного положения, власти — и стал свободным и счастливым. Моя жизнь больше не зависит от чьей-то глупости или жестокости. Я бы дал тебе счастливую рубашку, но у меня её нет, поищи у кого-нибудь другого.
И музыкант снова заиграл на флейте. Всю ночь слушал министр его музыку и с тех пор больше его никто никогда не видел во дворце.
Кому же не хочется стать счастливым? Только одной рубашкой тут точно не обойтись.
(по мотивам словацкой народной сказки)
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема