Писательница Надежда Смирнова живет в маленьком городке под Калугой, где, то ли по иронии судьбы, то ли в подтверждение известной Библейской истины о том, что в своем отечестве пророков не бывает, о ее успехах на литературном поприще знают немногие. При этом в столице книги Надежды уже несколько лет выходят многотысячными тиражами, а недавно права на ее произведения приобрел настоящий гигант российской книжной индустрии – издательство Эксмо. Именно там вышел ее сборник под названием «Я вернулась, Господи».
До этого Надежда Смирнова печаталась исключительно в православных издательствах, что, однако, совершенно не мешало ее книгам мгновенно набирать популярность и даже становиться лидерами продаж самых крупных книжных интернет-магазинов. Теперь же писательница в буквальном смысле «вышла в свет», и еще раз доказала, что православная художественная литература давно перестала быть «вещью в себе».
Жанр, в котором пишет Надежда, наверное, можно назвать «женской прозой»: легкий, как бы ни к чему не обязывающий стиль повествования, любовные треугольники, свидания и разлуки, ревность и безответная любовь… Однако даже такой, казалось бы, классический «набор» ни на минуту не вводит читателя в заблуждение. Недаром в числе любимых писателей автор называет Достоевского и Чехова! Стараясь соответствовать столь высоким авторитетам, Надежда Смирнова в своей книге «Я вернулась, Господи» показывает читателям совсем не глянцевую картинку на тему «любовь-морковь», а, ни много ни мало, глубину человеческого падения и высоту его духовного взлёта.
Основную часть книги занимает одноименная повесть. Как понятно из названия, она – о женщине. Самой обыкновенной, которая, как и все, хочет любить и быть любимой. Вот только неудачи в любви она привыкла переживать в обществе… бутылки водки. История алкоголички Ирочки - интеллигентной девушки, дошедшей до самого края, и вновь возвратившейся к жизни, вряд ли оставит читателя равнодушным, и уж точно даст богатую пищу для размышлений.
Несколько рассказов, включенных в сборник, как бы логически продолжают тему повести, и связаны с ней не только эмоционально, но порой и сюжетно. Все вместе они составляют единую гармоничную картину, по которой, пожалуй, можно судить о неординарном внутреннем мире самой Надежды Смирновой, которая через свою книгу «Я вернулась, Господи», буквально заражает читателя своей твердой уверенностью в том, что даже в конце самого длинного тоннеля обязательно засияет свет.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







