Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос рассказывает ученикам притчу о Царствии Небесном. Однако с первых слов мы слышим нечто совершенно неожиданное, ведь царство ассоциируется не географическим пространством, не с территорией, на которой действуют какие-то особые законы... Совсем нет. Христос говорит, что Царство похоже на отношения между Царем и подданными, Богом и людьми. Это очень важно и во-многом меняет наши представления. Мы привыкли думать о царстве, как о месте, в котором нет проблем и всего в достатке... Воспринимая Царство Небесное как улучшенный вариант царства земного, мы думаем лишь о внешних условиях, мы не думаем о царе, ведь до него в обычно далеко. Но Царство Небесное — не внешние условия и суть его не в покое и достатке, но в тех уникальных отношениях, которые у каждого складываются с царем лично. Люди выстраивают эти отношения во время земной жизни и Царство выглядит подведением итогов, ведь Царь рассчитывается с рабами своими.

И вот перед ним оказывается человек, который очень много ему должен. Современная деловая культура предполагает, что человек, который не возвращает долг — виновен. Люди берут кредиты и очень часто делают это не потому, что им нечего есть, а потому что хотят улучшить свою жизнь, не имея на это собственных средств. В прежние времена такие ситуации были крайне редки и люди брали в долг из нужды, неурожая или болезни.

И хотя первоначально царь очень строг и даже готов продать жену и детей должника, чтобы вернуть себе хоть какие-то деньги, он не только согласен отложить эти радикальные меры, но, как выясняется в конце притчи, готов всё простить, проявив милосердие.

Кажется, на этом история должника закончилась, и в ней наступил счастливый конец. Его долг прощён, и он может спокойно жить дальше. Но это не так. Хотя царь прощает долг ему, оказывается, не всё равно, кому он его прощает. Узнав о том, что прощенный раб требует долги с других, царь готов вернуться к самому строгому варианту.

Может возникнуть вопрос: «Какая разница к кому быть милосердным»? Если ты щедр — будь щедрым ко всем. Однако нельзя забывать, что на языке притчи простить долг — это вступить в личные отношения. Мы говорим человеку: ты должен был это сделать и не сделал, но я прощаю тебя... Царь может проявить милость и не наказывать должника, но это не означает, что должник обязательно изменится. И раз Царство — это не место, но в первую очередь отношения с Царем, чтобы находиться в таком Царстве, человек не только должен быть прощен, он должен соответствовать Царю.

Люди часто выстраивают с Богом формальные отношения. Если они и задумываются о своей участии после воскресения мертвых, то в первую очередь переживают за то, простит ли их Бог? Но что на самом деле от этого прощения изменится? Бог, конечно, готов простить, и всё же, мы не сможем радоваться этому в полноте, если не научимся прощать так же, как Он.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!