Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 32-39
В сегодняшнем чтении мы слышим историю о насыщении Христом четырех тысяч человек. Внимательный слушатель вспомнит, что в начале этой седмицы мы слышали рассказ, практически полностью совпадающий по сюжету. Если бы это были отрывки из разных Евангелий, можно было бы сказать, что это одно и то же событие, с несколько разной фактологией, но в том то и дело, что явно две разных истории, которые находятся в одном тексте. Похожим образом люди проголодались и были чудесным образом накормлены семью хлебами и несколькими рыбами. Кажется, ничего уникального... хотя на самом деле это не так.
Во-первых, события происходит в принципиально иной местности. Первое было в иудее и обращено было к соплеменникам и единоверцам Христа. Второе совершено на севере Галилеи, где большей частью жили язычники.
Во-вторых, в этот раз инициатором того, чтобы накормить людей становится Христос, в то время как в иудее людей пожалели апостолы.
Наконец, отличаются число участников и количество хлебов и рыб, что можно было бы истолковать в символическом смысле.
Впрочем, есть два факта, которые совпадают. Апостолы недоумевают и говорят невозможности накормить людей таким количеством пищи, в то время как Христос молится, преломляет хлебы и поручает ученикам их раздать.
Что при сравнении этих двух рассказов вызывает недоумение? Первое, что приходит на ум — само чудо умножения хлебов, но не только оно. Странно, что во второй раз апостолы снова говорят Христу, что накормить народ невозможно. Понятно, что в первый раз им и в голову не могло прийти, что огромную пятитысячную толпу можно накормить таким количеством еды, но уж во второй раз они могли выразить надежду на чудо. Однако они снова говорят Христу: «откуда нам взять в пустыне столько хлебов».
Естественно, они не могли забыть чудесного насыщения, которое было совсем недавно. Хлебов и рыбок в этот раз было даже чуть больше. Значит дело в чем-то другом. Нечто новое было в обстоятельствах, что могло повлиять на их реакцию.
Собственно, новизна была только в одном. Перед ними были язычники, к которым они, как иудеи, могли относиться совсем иначе, чем к собратьям иудеям. Может быть, именно с этим связано, что в иудее они задумались о людях уже к вечеру первого дня, в то время как здесь речь идет о трех днях, которых они не замечают. Три дня люди ходят за Христом, но апостолы не говорят о том, что их надо отпустить за едой. Вместо них этот разговор начинает Христос. И хотя они делают вид, что это снова не их проблема, Спаситель преломляет хлеб и преподает им, для того, чтобы они его раздавали.
Интересно, что в Евангелии этому чуду предшествует эпизод с изгнанием беса из дочери хананеянки. Обращаясь к ней Христос говорит: я послан только к погибшим овцам дома израилева. И вот Он же поручает апостолам накормить людей, которые поражены Его чудесами и славят Бога Израиля, хотя может быть его не знают. Чему же Господь учит их? Тому, что любовь и милосердие не должны знать границ. Тому, что все люди Божии и если ты сам стремишься быть чадом Божиим, твое служение не должно знать преград.