1 Кор., 154 зач., XIII, 4 — XIV, 5.
Глава 13.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Глава 14.
1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, часто называют «Гимном любви». Апостол Павел перечисляет здесь ее наиболее важные свойства. Остановимся на некоторых из них.
Любовь долготерпит, то есть, умеет ждать, когда человек, на которого она направлена и который ещё по тем или иным причинам не может её принять, изменится, достигнет определённой степени совершенства, чтобы откликнуться на неё. Любовь милосердствует, то есть, не осуждает и не обвиняет за промахи, но даёт способность молчаливо покрывать немощи наших ближних милостью. Любовь не завидует, то есть, не побуждает человека сравнивать то, чем он обладает с тем, чем обладают другие. Ведь подлинная любовь дарит чувство внутренней полноты. Любовь не превозносится, то есть, возвышает в наших глазах того, кого мы любим. Это не разговор сверху вниз. Это всегда диалог и признание в своём возлюбленном равного тебе собеседника. Здесь нет места конкуренции, соперничеству, выяснению, кто прав, кто виноват. Она принимает возлюбленного таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и даже недостатками. Любовь не гордится, то есть, не позволяет человеку замкнуться на самом себе, уничтожает желание утвердиться за счёт другого. Любовь не бесчинствует, то есть, уничтожает всякую склонность к упрёкам, ссорам, скандалам, агрессии. Напротив, она делает любящего ласковым, заботливым и предупредительным в отношениях с ближним. Любовь не ищет своего, то есть, не думает только о себе и о своей выгоде. Она всегда ищет, что бы отдать. И отдаёт такой человек всегда щедро, сверх меры, от полноты своего сердца. Поэтому мы говорим, что подлинная любовь жертвенна. Любовь не раздражается, то есть, ей чуждо эмоциональное напряжение. Она умиротворяет любящего, даёт его душе мир и покой. Любовь не мыслит зла. Ведь для действительно любящего нет страха, обиды, малодушия и зависти. В нём нет злопамятства. Он великодушен. А потому для него не свойственно вынашивать коварный план мести.
Все эти и другие перечисленные апостолом Павлом свойства подлинной любви свидетельствуют о том, что эта добродетель, которая не зависит от нашего эмоционального состояния, от игры чувств, которые бывают, например, между мужчиной и женщиной. Она живёт и действует даже тогда, когда буря эмоций и восторгов от встречи с человеком иссякла. И в этом её главное отличие от, например, влюбленности, которая постепенно исчезает. В отличие от неё любовь продолжает действовать даже тогда, когда нет никаких сил. Поэтому и говорит апостол: «Любовь никогда не перестаёт». Ведь её источником является Сам Господь, Который есть воплощенная любовь, пришедшая спасти мир.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.