
В 1913 году, после окончания курса в Санкт-Петербургской Духовной академии, молодой преподаватель Закона Божьего Александр Смирнов отправился на родину, в губернский город Симбирск. Он ехал с радостью. Не только потому, что в Симбирске прошли его школьные годы, или потому, что ему дали место преподавателя в местном Духовном училище. А потому, что Александра ждала красивая, умная и благочестивая девушка по имени Антонина, дочь симбирского священника Поликарпа Виноградова. Александр полюбил Антонину ещё в юности и только теперь решился сделать предложение. Девушка тоже любила его и потому с радостью согласилась.
Сразу после свадьбы Александра рукоположили в священники. В Симбирске молодые люди не задержались. Отец Александр получил назначение в Москву. Он стал служить в храме святого великомученика Никиты на Кузнецкой улице. После революции 1917 года отец Александр и его семья — к тому времени у Смирновых родилось двое дочерей — пережили череду невзгод: голод, неустроенность, болезни, наконец, в марте 1921 года — арест священника по обвинению в контрреволюционной агитации. Отца Александра, к счастью, выпустили через два месяца. Даже после освобождения священника матушка Антонина унывала, находясь почти на грани нервного срыва. Отец Александр утешал её, читая отрывки из Нового Завета, особенно часто двенадцатую главу послания к Евреям, где объясняется христианский смысл страданий. Священник повторял: «Нас ждут впереди новые сильные волны и новый девятый вал. Добро всегда будет крестом».
С 1922 года отец Александр был настоятелем храма Климента Римского в Москве, а с 1928-го и до своей кончины в 1950-м — Николо-Кузнецкой церкви. Священник вместе с женой, двумя дочерьми и своим престарелым отцом ютился в комнате на втором этаже церковной колокольни. Смирновы отштукатурили и побелили стены, сделали полати из досок, отец Александр сложил печку. Семью священника лишили продовольственных карточек, матушку Антонину отказывались брать на работу. Но отец Александр повторял: «Бог милостив, обязательно найдутся люди, которые нам помогут». Так и получалось: прихожане делились продуктами со священнической семьёй.
Никольская церковь была единственной в Замоскворечье, где никогда не прекращалась богослужебная жизнь. Отцу Александру удавалось в условиях тотального контроля со стороны властей предоставлять возможность служить священникам из закрытых окрестных церквей. Он сохранял полноценную общину, которая могла отстаивать приход перед лицом властей. Священнику и матушке Антонине в голодные 1930-е годы не раз приходилось сталкиваться с ворами, которые пытались ограбить храм. Несмотря на все трудности, супругам удавалось вести просветительскую работу на приходе. Священник устраивал показ картин на проекторе о жизни Христа для детей. Матушка организовала хоровой кружок. В нём разучивались редкие песнопения, которые исполнялись во время праздничных богослужений. В сопровождении отца Александра прихожане участвовали в паломничествах в Троице-Сергиеву Лавру и Саровскую пустынь.
Когда началась Великая Отечественная война, отец Александр, будучи известным и уважаемым священником, попал в состав группы, которая сопровождала эвакуированного в Ульяновск патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. «Прогуливаясь по этим Волжским местам, дорогим моему сердцу, — писал он матушке Антонине, — мне было грустно, так как моя семья живёт под постоянной угрозой налётов вражеских самолётов. Я горячо молюсь святому Николаю, чтобы вы, мои любимые, были живы».
Семья Смирновых воссоединилась в 1943 году и пережила войну. Отец Александр в составе делегации православного духовенства участвовал в параде победы на Красной площади, а в 1949 году стал ректором возрожденной Московской духовной академии. Увы, он скончался от инсульта меньше, чем через год после этого. Матушке Антонине, которая дежурила у его кровати, перед самым уходом он еле слышно прошептал: «Так Богу угодно». Отец Александр и его супруга знали, что преданным служителям Христа уготованы новая встреча и вечная радость.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов

Деян., 24 зач., X, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием на нашем пути к Богу? И как его устранить? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых Апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных хамах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Корнилий, о котором мы слышим в только что прозвучавшем отрывке, был римским офицером, язычником, который верил в Бога Израиля. На это намекают слова Писания о том, что он творил «много милостыни народу». Слово греческого оригинала «народ» указывает именно на Израильский народ. При этом по какой-то причине Корнилий не принимал обрезания, а потому не принадлежал иудейской религии и не считался полноправными членом народа Божия. Несмотря на все свои заслуги, Корнилий считался для иудеев нечистым.
Апостол Пётр, к которому ангел Господень посылает Корнилия, родился и вырос в иудейской традиции веры. Он разделял многие воззрения своих единоверцев. Причём не только возвышенные, но и те, которые можно было бы назвать предрассудками и заблуждениями. Это касалось и его отношения к язычникам. После Пятидесятницы мышление апостолов изменилось не сразу. Какое-то время некоторые христиане считали, что войти в Церковь можно только предварительно приняв иудейскую веру. Человек должен обрезаться, узнать закон Моисеев и лишь потом принимать Крещение во имя Христа. Пётр был одним из представителей этой партии. А потому в прозвучавшем отрывке Бог готовит его к встрече с Корнилием. Впервые язычник должен стать христианином, минуя иудаизм. И крестить его должен именно Пётр.
Три раза апостолу было видение с нечистыми животными, три раза Господь призывает его принять их в пищу, три раза Пётр отказывается это делать, ссылаясь на свои религиозные убеждения, и три раза Господь вразумляет его словами: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Другими словами, Он словно говорит Петру: если для Бога нет нечистых животных, то тем более для него нет нечистых людей. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины.
Интересная аналогия возникает с этим троекратным видением. Мы помним, что Пётр на Тайной вечери самоуверенно клялся Спасителю в верности. Но потом трижды отрёкся от Учителя во дворе Первосвященника. После Своего воскресения Господь, чтобы облегчИть тяжесть вины апостола трижды задаёт ему вопрос, любит ли Пётр Его. И трижды Пётр клянётся Спасителю в своей преданности и любви. И вот к апостолу снова обращён троекратный призыв. Не намекает ли Господь Петру на то, что он слишком вцепился в свои ветхие представления о том, как именно должен действовать Бог в жизни людей и всего мира? Не предупреждает ли, что ему следует проявить гибкость и отступить, смириться перед волей Божией, чтобы опять не упасть? И Пётр отступает. Он смиряется перед Богом. И в результате Церковь открывает свои двери для язычников.
Этот божественный урок адресован и всем нам. Как часто мы не можем впустить в свою жизнь Бога именно по той причине, что слишком много знаем о Нём и Его планах. У нас на всё есть своё экспертное мнение. Мы готовы высказаться о каждом событии. Каждому человеку мы готовы дать оценку. Но Господь ждёт от нас не этого. Он хочет, чтобы мы просто следовали Его воле. В сердечной простоте совершали по отношению к тем, кто нас окружает, дела любви, милости и прощения. Лишь в этом случае препятствия между нами и Богом пропадут. И Он Сам направит течение нашей жизни в нужную сторону.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов