
В 1913 году, после окончания курса в Санкт-Петербургской Духовной академии, молодой преподаватель Закона Божьего Александр Смирнов отправился на родину, в губернский город Симбирск. Он ехал с радостью. Не только потому, что в Симбирске прошли его школьные годы, или потому, что ему дали место преподавателя в местном Духовном училище. А потому, что Александра ждала красивая, умная и благочестивая девушка по имени Антонина, дочь симбирского священника Поликарпа Виноградова. Александр полюбил Антонину ещё в юности и только теперь решился сделать предложение. Девушка тоже любила его и потому с радостью согласилась.
Сразу после свадьбы Александра рукоположили в священники. В Симбирске молодые люди не задержались. Отец Александр получил назначение в Москву. Он стал служить в храме святого великомученика Никиты на Кузнецкой улице. После революции 1917 года отец Александр и его семья — к тому времени у Смирновых родилось двое дочерей — пережили череду невзгод: голод, неустроенность, болезни, наконец, в марте 1921 года — арест священника по обвинению в контрреволюционной агитации. Отца Александра, к счастью, выпустили через два месяца. Даже после освобождения священника матушка Антонина унывала, находясь почти на грани нервного срыва. Отец Александр утешал её, читая отрывки из Нового Завета, особенно часто двенадцатую главу послания к Евреям, где объясняется христианский смысл страданий. Священник повторял: «Нас ждут впереди новые сильные волны и новый девятый вал. Добро всегда будет крестом».
С 1922 года отец Александр был настоятелем храма Климента Римского в Москве, а с 1928-го и до своей кончины в 1950-м — Николо-Кузнецкой церкви. Священник вместе с женой, двумя дочерьми и своим престарелым отцом ютился в комнате на втором этаже церковной колокольни. Смирновы отштукатурили и побелили стены, сделали полати из досок, отец Александр сложил печку. Семью священника лишили продовольственных карточек, матушку Антонину отказывались брать на работу. Но отец Александр повторял: «Бог милостив, обязательно найдутся люди, которые нам помогут». Так и получалось: прихожане делились продуктами со священнической семьёй.
Никольская церковь была единственной в Замоскворечье, где никогда не прекращалась богослужебная жизнь. Отцу Александру удавалось в условиях тотального контроля со стороны властей предоставлять возможность служить священникам из закрытых окрестных церквей. Он сохранял полноценную общину, которая могла отстаивать приход перед лицом властей. Священнику и матушке Антонине в голодные 1930-е годы не раз приходилось сталкиваться с ворами, которые пытались ограбить храм. Несмотря на все трудности, супругам удавалось вести просветительскую работу на приходе. Священник устраивал показ картин на проекторе о жизни Христа для детей. Матушка организовала хоровой кружок. В нём разучивались редкие песнопения, которые исполнялись во время праздничных богослужений. В сопровождении отца Александра прихожане участвовали в паломничествах в Троице-Сергиеву Лавру и Саровскую пустынь.
Когда началась Великая Отечественная война, отец Александр, будучи известным и уважаемым священником, попал в состав группы, которая сопровождала эвакуированного в Ульяновск патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. «Прогуливаясь по этим Волжским местам, дорогим моему сердцу, — писал он матушке Антонине, — мне было грустно, так как моя семья живёт под постоянной угрозой налётов вражеских самолётов. Я горячо молюсь святому Николаю, чтобы вы, мои любимые, были живы».
Семья Смирновых воссоединилась в 1943 году и пережила войну. Отец Александр в составе делегации православного духовенства участвовал в параде победы на Красной площади, а в 1949 году стал ректором возрожденной Московской духовной академии. Увы, он скончался от инсульта меньше, чем через год после этого. Матушке Антонине, которая дежурила у его кровати, перед самым уходом он еле слышно прошептал: «Так Богу угодно». Отец Александр и его супруга знали, что преданным служителям Христа уготованы новая встреча и вечная радость.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема