
Апостол Павел
Рим., 108 зач., XII, 1-3.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Основная мысль послания к римлянам заключается в том, что Бог всех людей сотворил для спасения, как иудеев, так и язычников. Ради всех Он воплотился и взошел на крест, чтобы всех помиловать. Инициатива в отношениях исходит от Него, Он — Творец и Промыслитель мира. Конечно, мы призваны искать Бога и стремиться к Нему, но именно Он после грехопадения человека, несмотря на виновность прародителей, первым обратился к людям и вступил с ними в общение. Апостол открывает ученикам истинный образ Бога и призывает их ответить Ему взаимностью. Если Господь милосерден к людям, они, со своей стороны, призваны к разумному и жертвенному служению Ему.
Помню, как-то на лекции в университете один из преподавателей довольно много говорил о том, что современный мир отказался от понятия жертва, что привело к торжеству эгоизма и потребительства. Сначала я согласился с тем, что это так, а потом задумался. Если жертва — это отказ от чего-то значимого, ради важной цели, то вокруг нас очень много того, что можно назвать этим словом. Разве не говорят девочке, которая не любит расчесывать длинные волосы, что красота требует жертв? Наоборот, к этому приучают с детства. Разве не говорят люди, которые отказываются от семьи или от рождения детей, что готовы пожертвовать этим ради карьеры. Разве не бывают люди, которые готовы жертвовать временем, силами и даже здоровьем... ради того, что им нужно. Конечно, всё это бывает, да и ещё как! Огромное количество людей не просто готовы к жертве, но имеют опыт действительно жертвенных поступков.
Что же тогда не так? Неужели мой университетский профессор не понимал таких очевидных вещей? Думаю, понимал, конечно. Вопрос не в том, ушла жертвенность из нашей жизни или нет, а в том, на что она направлена. Раньше говорили, что человек готов пожертвовать собой ради высокой цели, современные представления говорят о том, что человек способен пожертвовать чем угодно ради себя. Изменилась не жертвенность, изменились цели, ради которых жертвуют.
Итак, апостол обращается к ученикам и просит их отозваться на милосердие Божие, ответить на Его любовь и заботу жертвенным служением.
В чем же разница этих жертв?
Сегодня мы готовы жертвовать ради тех желаний и фантазий, которые нами движут. Ради того, что нам кажется важным, значимым, интересным... В этом случае в центре всё равно остаемся мы, наше мнение и наша точка зрения. Апостол же призывает нас к поступку, который сегодня многим может показаться нелепым: поставить в центр жизни Бога и Его волю. В данном случае, жертва — это отказ от пути греха. Она предполагает трудный и болезненный выбор, который на самом деле всегда оказывается выбором между жизнью и смертью. Именно поэтому апостол говорит о жертве живой, святой и благоугодной Богу. Этот выбор никогда не бывает разумным с мирской точки зрения, но он разумен перед лицом вечности.
Конечно, для того чтобы воспринять христианскую точку зрения, современному человеку необходимо обновление ума, иначе воля Божия будет казаться просто безумием, о котором апостол не раз говорит в своих посланиях. Этот путь труден и, проходя его, никто не должен быть самоуверенным. Предоставить тела свои в жертву Богу — это не просто делать красивые жесты или говорить правильные слова, но соблюдать заповеди, чего бы это ни стоило. Зачастую это дается человеку с большим трудом, ведь он совершает множество проб и ошибок пока, наконец, не приходит к благоразумной христианской жизни, в ту меру веры, которая открыта ему Богом.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема