
Апостол Павел
Рим., 108 зач., XII, 1-3.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Основная мысль послания к римлянам заключается в том, что Бог всех людей сотворил для спасения, как иудеев, так и язычников. Ради всех Он воплотился и взошел на крест, чтобы всех помиловать. Инициатива в отношениях исходит от Него, Он — Творец и Промыслитель мира. Конечно, мы призваны искать Бога и стремиться к Нему, но именно Он после грехопадения человека, несмотря на виновность прародителей, первым обратился к людям и вступил с ними в общение. Апостол открывает ученикам истинный образ Бога и призывает их ответить Ему взаимностью. Если Господь милосерден к людям, они, со своей стороны, призваны к разумному и жертвенному служению Ему.
Помню, как-то на лекции в университете один из преподавателей довольно много говорил о том, что современный мир отказался от понятия жертва, что привело к торжеству эгоизма и потребительства. Сначала я согласился с тем, что это так, а потом задумался. Если жертва — это отказ от чего-то значимого, ради важной цели, то вокруг нас очень много того, что можно назвать этим словом. Разве не говорят девочке, которая не любит расчесывать длинные волосы, что красота требует жертв? Наоборот, к этому приучают с детства. Разве не говорят люди, которые отказываются от семьи или от рождения детей, что готовы пожертвовать этим ради карьеры. Разве не бывают люди, которые готовы жертвовать временем, силами и даже здоровьем... ради того, что им нужно. Конечно, всё это бывает, да и ещё как! Огромное количество людей не просто готовы к жертве, но имеют опыт действительно жертвенных поступков.
Что же тогда не так? Неужели мой университетский профессор не понимал таких очевидных вещей? Думаю, понимал, конечно. Вопрос не в том, ушла жертвенность из нашей жизни или нет, а в том, на что она направлена. Раньше говорили, что человек готов пожертвовать собой ради высокой цели, современные представления говорят о том, что человек способен пожертвовать чем угодно ради себя. Изменилась не жертвенность, изменились цели, ради которых жертвуют.
Итак, апостол обращается к ученикам и просит их отозваться на милосердие Божие, ответить на Его любовь и заботу жертвенным служением.
В чем же разница этих жертв?
Сегодня мы готовы жертвовать ради тех желаний и фантазий, которые нами движут. Ради того, что нам кажется важным, значимым, интересным... В этом случае в центре всё равно остаемся мы, наше мнение и наша точка зрения. Апостол же призывает нас к поступку, который сегодня многим может показаться нелепым: поставить в центр жизни Бога и Его волю. В данном случае, жертва — это отказ от пути греха. Она предполагает трудный и болезненный выбор, который на самом деле всегда оказывается выбором между жизнью и смертью. Именно поэтому апостол говорит о жертве живой, святой и благоугодной Богу. Этот выбор никогда не бывает разумным с мирской точки зрения, но он разумен перед лицом вечности.
Конечно, для того чтобы воспринять христианскую точку зрения, современному человеку необходимо обновление ума, иначе воля Божия будет казаться просто безумием, о котором апостол не раз говорит в своих посланиях. Этот путь труден и, проходя его, никто не должен быть самоуверенным. Предоставить тела свои в жертву Богу — это не просто делать красивые жесты или говорить правильные слова, но соблюдать заповеди, чего бы это ни стоило. Зачастую это дается человеку с большим трудом, ведь он совершает множество проб и ошибок пока, наконец, не приходит к благоразумной христианской жизни, в ту меру веры, которая открыта ему Богом.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 131 зач., IV, 9-16.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли ирония помочь в духовных вопросах? Кто-то сурово скажет — нет. Потому что, якобы, Христос никогда не смеялся, а святые отцы не шутили. А кто-то не будет делать скоропалительных (и по факту ошибочных) выводов. И посмотрит, что по данному вопросу говорит Священное Писание. В частности, отрывок из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам. Давайте послушаем.
Глава 4.
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Вокруг нас обитает множество стереотипов. Мы, образно говоря, в них плаваем. Это не хорошо и не плохо. Ведь человеческое сознание так устроено, что стремится те или иные вещи упрощать, делать понятными. Тут главное иметь иммунитет к ошибочным или ложным стереотипам. Один из них заключается в том, что христианство запрещает шутить и смеяться. Данное мнение положил в основание сюжета романа «Имя розы» Умберто Экко. Там одни герои ищут вторую часть «Поэтики» Аристотеля, посвященную юмору, а другие — её всячески прячут. Да еще и убивают искателей, чтобы те сами не начали на законных основаниях шутить и других тому же не научили.
Забегая вперед, скажу, что христианство никогда не было против доброй иронии. И мы с вами только что в этом убедились. Услышанный нами отрывок из первого послания к коринфянам буквально иронией автора — апостола Павла — пропитан. Апостол обращается к своим ученикам из греческого полиса Коринфа, руководствуясь, на самом деле, неприятной причиной. Дело в том, что основанная Павлом Коринфская церковь оказалась на пороге раскола. После отбытия апостола из города коринфяне стали друг с другом спорить и ссориться, выясняя, кто из ни более духовный.
Услышав о распрях коринфян, апостол отправил им послание, наполненное критикой и довольно жесткими вразумлениями. Будучи талантливым педагогом, Павел понимал, что для лучшего восприятия необходимо менять жанр поучений. Поэтому в данном случае переключается на иронию. Зная славолюбие, тщеславие коринфян, он в юмористическом ключе повторяет то, что сами о себе христиане Коринфа любили вещать. Что они: знатные, знаменитые, образованные, мудрые.
Павел всё это перечисляет, а о себе пишет противоположные вещи. Что он не мудрый, не знаменитый, не богатый. И вообще по сравнению с коринфянами представляет собой самый настоящий отброс общества — прах, мусор, обреченный терпеть унижения и оскорбления. И ладно бы от язычников. А тут критиками Павла стали его собственные ученики, те, кого он родил для веры. И их он в противовес себе именует самыми достойными и мудрыми представителями христианского сообщества. Не без улыбки, конечно же.
Для чего же апостол избирает жанр иронии? Чтобы поиздеваться над коринфянами? Нет. Чтобы до них достучаться и принести им реальную духовную пользу. Вернуть им здравомыслие и мир. Или как пишет сам Павел: «Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих». Апостол преследует возвышенную и спасительную цель — с помощью иронического сравнения заземлить зазнавшихся учеников, вернуть им здравое чувство реальности.
Ирония, как выяснилось в случае общения апостола Павла и коринфян, оказалась действенным инструментом. Нерадивые последователи вняли критике своего учителя. Но ирония — именно что инструмент. Как топор, например. Им можно дрова порубить, а можно человека покалечить. Вот и с иронией нужно быть аккуратным. Бог не запрещает нам шутить, но делать это нужно с любовью и уважением к людям. Тогда мы их и поддержим, и важные вещи сможем до них донести. В том числе и те, что касаются вопроса спасения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Еве научиться уверенно двигаться и самостоятельно есть

Недавно двенадцатилетняя Ева открыла для себя радость общения с другими детьми. Это стало для девочки большим и радостным событием, ведь много лет у неё практически не было друзей. Всё своё детство она провела в больничных палатах. Врачи обнаружили у Евы опухоль головного мозга, когда ей было 3 года. Она оказалась неоперабельной. Из-за неё у девочки ухудшилось зрение, а позже и подвижность правой стороны тела.
Раньше семья Евы жила в Донецкой Народной Республике, но ради спасения дочери переехала в Санкт-Петербург. Именно там началось длительное и эффективное лечение. Опухоль перестала расти, и девочка пошла на поправку. А после первой реабилитации у неё появились первые и очень важные достижения.
Ева начала проявлять интерес к другим детям — на восстановительных занятиях она познакомилась с девочкой. Вместе они общались и даже танцевали. Раньше такого не было. Кроме этого, Ева научилась удерживать предметы, правда пока двумя руками, и выполнять другие несложные действия. Например, готовить вместе с мамой бутерброды.
Сейчас девочке необходимы новые занятия. Ей важно научиться удерживать в одной руке кружку и ложку, самостоятельно есть, ухаживать за собой, готовить простые блюда и в целом более уверенно двигаться.
Собрать средства на реабилитацию для Евы Пушиной помогает благотворительный фонд «свет.дети» из Санкт-Петербурга. Если вы тоже хотите поддержать девочку, которая преодолевает последствия тяжёлой болезни, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«10-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.4:9-16) и Евангельского (Мф.17:14—23) чтений в 10-е воскресенье по Пятидесятнице, о празднике Преображения Господне, о днях памяти Обретения мощей святителя Митрофана Воронежского, перенесения мощей преподобных. Зосимы и Савватия Соловецких, апостола Матфия, второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского.
Все выпуски программы Седмица