Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 12-21
В отрывке, который мы только что услышали, апостол Пётр просит Спасителя разъяснить слова «оскверняет человека не то, что входит в уста, а то, что из них исходит». Господь поясняет ему: первое, на что должен обращать внимание человек, так это не на внешнюю, телесную нечистоту, а на то духовное устроение, в котором находится его душа. Нечистые животные, труп, кровь не могут осквернять. Оскверняют дурные помыслы, которые живут в сердце. А потому в религиозной жизни необходимо правильно расставлять акценты. В первую очередь жизнь души, во вторую — исполнение ритуальных действий, которые есть лишь вспомогательное средство, но не самоцель.
Фарисеям не понравились эти слова. Они стали возмущаться. Ведь их чрезмерная зацикленность на соблюдении внешней, обрядовой стороны религии, давала им внутреннюю уверенность, что они идут в правильном направлении. И это очень понятно. Исполнение механической работы зачастую имеет мгновенный эффект. Сразу виден результат твоего действия. Он и даёт порой внутреннее удовлетворение. Подчас его и можно принять за ответ со стороны Бога, за действие благодати.
И вот Христос Своими словами словно выбивает у фарисеев почву из-под ног. Человек должен постоянно всматриваться в себя. Подвергать сомнению и перепроверять каждую свою мысль, каждое своё чувство. Говоря языком современной психологии, заниматься постоянным самоанализом. Оптинские старцы называли всю эту работу «душевным деланием». Это весьма непростое занятие. Человеку словно приходится строить себя заново. И если тщательное исполнение ритуальных и уставных предписаний, соблюдение постов, продолжительные молитвы, благотворительность, одним словом внешнее делание даёт тебе ощущение твоей правоверности, то в случае внутренней работы такую уверенность приобрести намного сложнее. Ведь её итоги нельзя измерить, взвесить, пощупать руками, увидеть мгновенный результат. И даже если этот результат ощутим, то нет никаких однозначных внешних гарантий, что ты сто процентов двигаешься в верном направлении.
Это так и возмутило фарисеев. Ведь было необходимо покинуть такую накатанную, уютную, проторённую колею, где всё понятно и однозначно, где всё расписано, всё разложено по полочкам. Где твои внешние действия, участие в ритуале и даже согласие с догматами веры однозначно гарантируют спасение. Теперь же фарисеям предлагается сделать шаг в неизвестность.
Всякому из нас, кто встал на путь веры, также приходится однажды столкнуться с этой проблемой. Ведь сначала мы много внимания уделяем внешним вещам. Как правильно перекрестится, взять у священника благословение, вести себя в храме, как долго и какие молитвы читать, что есть, а что не есть в пост. Тщательное исполнение всего этого даёт нам уверенность, что мы находимся в ограде Церкви, идём к Богу. Но, чем дальше человек двигается по этому пути, тем сильнее он ощущает зыбкость и условность многих формальных требований. И это не случайно. Ведь в нашей душе всё громче и громче начинает звучать голос Христа, который призывает в первую очередь к внутреннему деланию, к сердечной жизни. Прислушаемся к нему. Ведь именно на этой глубине находится тот благодатный источник, который мы призваны раскрыть, чтобы уже здесь на земле стать сынами Бога и наследниками Царства Небесного.