Преподобный Корнилий Комельский жил во второй половине пятнадцатого - шестнадцатом веках. Он происходил из боярского рода Крюковых. Его страший брат Лукиан служил при московском великокняжеском дворе. С годами Лукиан решил удалиться в монастырь преподобного Кирилла Белозерского. За ним последовал и Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической жизни. Пройдя тяжелое послушание, Корнилий получил благословение отправиться в странствование. Он побывал в Ростове, Новгороде, Твери. Путешествуя по Вологодскому краю, Корнилий облюбовал глухой Комельский лес и построил там себе келью. Вскоре вокруг благочестивого монаха стали собираться другие иноки. Через десять лет Корнилий написал для братии устав монастыря. Это был третий Устав, написанный на Руси для монашествующих. Другие два создали преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Корнилий Комельский отличался любовью к бедным, во время голода он устроил в монастыре приют для детей. При Советской власти монастырь был закрыт. Некоторое время он служил санаторием, а потом лагерем сначала для польских офицеров, потом - немецких военнопленных. После войны в уцелевших зданиях размещалась тюрьма и психиатрическая больница. Некоторые иконы и реликвии монастыря хранятся в музеях Вологды.
Борис Николаев. «Впервые по снегу»
— Мама, посмотри на картину художника Бориса Николаева, она называется «Впервые по снегу»! Узнаёшь? У нас дома в альбоме с фотографиями такая открытка есть!
— Да, верно, Лиза. Получается, что старая карточка с зимним деревенским пейзажем, которая у нас хранится с незапамятных времён — не просто рисунок! Это репродукция настоящего полотна, написанного маслом. Удивительное открытие подарила нам Пензенская картинная галерея!
— Так странно видеть знакомое изображение в увеличенном размере! Я, когда маленькая была, очень любила разглядывать эти деревянные домики, тропинки в глубоком снегу. Придумывала всякие истории про мальчика, который катается на лыжах, хотела с ним познакомиться.
— А моя мама, твоя бабушка Аля, в малыше на переднем плане видела себя в детстве. Говорила, что у неё было такое же красное пальтишко и широкие ватные штаны. Карапуз шагает неловко, руки расставил в стороны, как крылышки, того гляди упадет. Но с ним рядом молодая женщина, она готова в любой момент поймать своё сокровище. Смотрит на ребенка и смеётся, счастливая. Мама уверяла, что героиня похожа на её маму, Капитолину Васильевну.
— Мою прабабушку?
— Да. Фотографий бабы Капы не сохранилось, семейный архив потеряли при переезде. И открытка для мамы была памятью о детстве.
— А на какие годы пришлось её детство?
— Мама родилась в 1954-ом. А когда была написана картина... Здесь где-то должно быть указано, сейчас очки достану...
— Позвольте, я вам подскажу. Борис Александрович Николаев написал свою работу «Впервые по снегу» в 1953 году. Простите, что вмешался, вы говорили о сокровенном. Но всё сказанное вами мне очень близко. Моя мама чуть постарше вашей.
— Значит, и она росла в ту эпоху, что запечатлена на картине.
— Да, в пятидесятых. Борис Николаев собрал на полотне «Впервые по снегу» многие приметы тех лет.
— Какие приметы?
— Например, строительство — оно шло повсеместно, страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны. И на картине изображён свежий сруб нового дома на деревенской улице, подъёмный кран на горизонте в окружении высотных домов.
— Строили много, но до комфортной жизни было ещё далеко — вон, женщина на заднем плане воду несёт в вёдрах на коромысле.
— Трудностей хватало.
— А главная героиня картины так улыбается, будто у неё нет никаких проблем.
— Потому что она любуется своим малышом.
— В этой улыбке сокрыто больше, чем радость материнства. Героине по виду лет тридцать, значит, она пережила военное лихолетье. Можно предположить, что женщина трудилась на оборонном заводе или работала медсестрой в госпитале. Она ещё помнит гул немецких бомбардировщиков над головой и душа её ликует, что этот страх остался в прошлом. Что ребенок растёт под мирным небом.
— Эти чувства были знакомы женщинам в Москве и Ленинграде, Саратове и Ярославле.
— И в Пензе тоже, ведь именно здесь Борис Николаев создал своё полотно. Он написал картину «Впервые по снегу» вскоре после окончания художественного училища. Молодой живописец смог передать общее настроение, витавшее в воздухе — радость мирной жизни, надежду на будущее. Потому и выпустили репродукцию картины на открытках тиражом в пятьсот тысяч экземпляров!
Картину Бориса Николаева «Впервые по снегу» можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого
Все выпуски программы: Краски России
Дым Отечества. Татьяна Любомирская
На протяжении долгих зимних месяцев, заполненных работой, домашними делами, бытовыми проблемами и прочими поводами для беспокойства, наверно, каждый житель северных регионов мечтает об отпуске в теплых краях. Полежать на пляже в шезлонге, тихо плыть за буйки в бирюзовой морской воде, жить в хорошем отеле, каждый день есть свежие фрукты, в волю отсыпаться... Да мало ли удовольствий сулит нам отдых на морском побережье!
В этом году Господь помог провести отпуск именно так, как я мечтала зимой. Оказавшись после долгого перелёта в жарком субтропическом климате другой страны, увидев пальмы, лазоревую морскую гладь, неподвижную, как озеро, изрезанные вершины гор, я подумала: «Вот он, рай! Как же здесь хорошо! Счастливые люди, которые круглый год живут среди такой красоты!».
Первые несколько дней я наслаждалась отдыхом. Спать, есть вкусную еду, лежать под солнышком, не думать о плохом ‒ вот настоящий отпуск! Даже купание в море было каким-то ленивым. Царил штиль, и можно было плыть, не прилагая усилий. Солёная морская вода сама держала на поверхности. Мне казалось, что я могла бы провести так всю жизнь и быть счастливой.
Но примерно на пятый день однообразное времяпрепровождение начало приедаться, а жаркое солнце раздражать. На шестой я уже без всякой охоты ныряла в море. А на седьмой ‒ мне отчаянно захотелось назад, в Москву, в свою неидеальную, проблемную, но зато мою жизнь.
Вот уж воистину — в гостях хорошо, а дома лучше! Едва самолет приземлился в московском аэропорту, и мы спустились по трапу в промозглую дождливую ночь, я ощутила острый прилив радости. Вот она, моя Родина! Родная речь! Берёзки! Прохладный живительный воздух, который вдыхаешь полной грудью! По сравнению с морскими закатами и восходами всё это выглядит довольно блекло, но для меня нет картины прекраснее.
Про «дым Отечества», «любовь к родному пепелищу» и прочие признания в любви к Родине в русской поэзии сказано немало, и я подписываюсь под каждым влюбленным словом. Однако мое путешествие заставило призадуматься на другую тему. Как же так получается ‒ то, что восхищает нас и кажется совершенством, через какое-то время обладания им теряет свою привлекательность? Куда же уходят чувства радости и восторга, которые мы испытывали по отношению к любимому человеку, красивому городу, интересной работе, захватывающей книге? Ведь эти явления не теряют своих свойств, но нам в какой-то момент они вдруг становятся не милы.
Такова печальная особенность человечества ‒ большинству из нас всегда недостаточно того, что мы имеем. А ведь как было бы прекрасно — вечно жить в эйфории от удивительных даров Господа, правда?
Господь как будто говорит нам: вот, посмотри, как прекрасен морской закат! Послушай шум ветра в берёзовых кронах! Сохрани это ощущение, вспомни о нём в следующий раз, когда будешь стоять на этом же месте, но с другим настроением. И по истечении дня вернись к нему еще раз, подумай о том, сколько благодати было тебе дано, и поблагодари за эти прекрасные дары.
Несомненно, благодарное сердце может сохранить любовь и радость на долгий срок.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Душа человека. Елизавета Берназ
Был в моей жизни период, когда я заранее составляла о человеке мнение, еще и не познакомившись с ним. Кого-то заочно могла считать хорошими, а кого-то — плохими. Хорошо, что Господь показал мне, насколько это ошибочный путь — судить, да еще и заочно о людях.
Эта история произошла около 7 лет назад в деревне, где жила моя бабушка. Был там некий Василий, человек с уголовным прошлым. Непростой человек с очень непростой судьбой.
Он работал пастухом на ферме у наших соседей.
И как-то раз, когда гнал стадо в поля, по пути в канаве увидел выброшенные иконы. Василий в храм не ходил. От церкви был далек, но пройти мимо не смог. Взял иконы и принес нашим соседям, у которых работал.
— Отнеси иконы бабушке из дома в конце улицы — ответили ему — она богомольная, спроси у нее что с иконами делать.
Бабушка с трепетом приняла сверток, который ей вручил Василий. Иконы были очень ветхие. Но некоторые удалось спасти. Одна из них — это икона Вознесения Господня.
На иконе надпись, свидетельствующая о том, что она сделана в Петербурге в 1890. Теперь этот образ занимает почетное место в нашем красном углу. Представляете, такая реликвия, а лежала в канаве.
Эта история для меня не просто рассказ об обретении икон, это — свидетельство о том, что всякая душа — христианка. Человек, который односельчанам казался заблудшим, не смог пройти мимо лежащих в канаве святынь. Сейчас, когда молюсь перед иконой вознесения Господня, вновь и вновь вспоминаю историю ее появления в нашем доме, вспоминаю пастуха Василия и думаю, как же не правильно навешивать на людей ярлыки. Господь любит всех одинаково, умеет достучаться до сердца каждого человека. И это таинственный диалог, человеческой души и Бога, сокрытый от всех внешних.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение