Наверное, в каждом православном храме есть икона с изображением красивого юноши. В одной руке он держит мученический крест, а в другой – коробочку с лекарствами. Ему молятся и те, кто болен, и врачи. Это великомученик и целитель Пантелеимон.
При рождении святой получил другое имя. Отец его, богатый и знатный язычник из римской провинции Вифиния, назвал мальчика Пантолеон – что значит «во всём как лев». Отец мечтал воспитать сына сильным и воинственным, научить его поклоняться богам, передать ему свои владения. Было это в третьем веке, во времена жестоких гонений на христиан. Но мать Пантолеона тайно исповедовала веру во Христа, и с раннего детства мальчик слушал её рассказы и учился молитвам.
Мать его умерла совсем молодой, и будучи ещё ребёнком Пантолеон быстро забыл её наставления. Под влиянием отца он стал поклоняться идолам.
Юноша был отдан в медицинскую школу одного из лучших врачей того времени. Вскоре своими стараниями и способностями он завоевал расположение учителя. Лучшего ученика знаменитый врач стал брать с собой в царские палаты.
Но однажды по дороге от дома к учителю он встретил странного человека. Это был уже совсем старый христианский священник. Скрываясь от преследований, он вёл тихую и незаметную жизнь. Беседа с ним поразила Пантолеона: он вспомнил рассказы матери, слова молитв и стал каждый день приходить к старцу для беседы.
В один из дней по дороге к дому юноша увидел лежащего на земле ребёнка. Он подбежал, надеясь помочь, но медицина была бессильна – ребёнка ужалила змея, он был мёртв. «Господи, - воскликнул молодой человек, - я недостоин просить помощи, но если Ты хочешь, чтобы я сделался рабом Твоим, оживи этого отрока». И тут же ребёнок очнулся, а лежавшая рядом змея распалась на две части.
После этого случая Пантолеон попросил священника крестить его.
Юноша любил своего отца и хотел, чтобы тот отрекся от своих идолов. Следуя заповеди о почитании родителей, он не спорил, но мягко и аккуратно беседовал, и своими речами зародил в душе язычника сомнения. Когда у него на глазах сын исцелил слепого, отец отказался от своих богов и уверовал в Единого Бога.
Пантолеон стал помогать больным, не прося платы, а после кончины своего отца, ещё и раздавая нуждающимся своё имущество. Многие, видя его дела и слыша его слова, стали христианами.
Весть о том, что лучший ученик знаменитого врача и любимец императора променял царскую милость на общение с больными и нищими, быстро дошла до Максимиана. Он потребовал молодого человека к себе.
Юношу долго мучили, но не могли убить. Уже и народ просил царя отпустить юношу. Максимиан не слушал – он велел отрубить мученику голову. И опять не смогли казнить святого: железный меч стал мягким, как воск. Все видевшие это упали на колени перед угодником Божьим. Тогда Господь обратился к нему с Небес, призвав к Себе и назвав новым именем: Пантелеимон, что значит, «милующий всех». Святого казнили, тело его было брошено императором в огонь, но осталось нетронутым. И верующие, коих стало в Вифинии за короткий срок гораздо больше, забрали и похоронили его. Император Максимиан отошёл от дел, через несколько лет вновь ввязался в безуспешную борьбу за власть, а затем покончил с собой.
Великомученик и целитель Пантелеимон и сегодня помогает тем, кто обращается к нему с молитвой. Частицы мощей великомученика находятся в разных уголках мира, а глава его хранится в русском Пантелеимоновом монастыре на горе Афон. В этой обители собрано немало писем о чудесах, произошедших по молитвам святому.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.