На Париж опустились сумерки. Уличное кафе на углу улицы Лурмель уютно засветилась мягким электрическим светом — совсем как на знаменитых полотнах Ван Гога. Перевалило далеко за полночь, когда по деревянным ступеням веранды поднялась весьма необычная для столь позднего часа, — как, впрочем, и для самого заведения, — посетительница: православная монахиня.
Впрочем, её визит здесь никого не удивил — мать Мария, а именно так звали эту русскую монахиню, — приходила в кафе едва ли не каждую ночь. Она отыскивала нищих и бродяг, зашедших сюда, чтобы погреться, и предлагала им ночлег и пищу. На Лурмель, совсем неподалёку, находился большой дом, в котором мать Мария устроила приют для всех, кто нуждался в крыше над головой, куске хлеба и просто человеческом сочувствии. И она не собиралась сидеть, сложа руки в ожидании, когда эти нуждающиеся, наконец, появятся, а сама разыскивала их и предлагала помощь.
Ещё не так давно эта неунывающая женщина с доброй улыбкой на открытом, ясном лице, вращалась в интеллектуальных кругах Петербурга. Елизавета Скобцова — так звали мать Марию до монашеского пострига — была в дружбе с самим обер-прокурором Священного Синода Константином Победоноосцевым, общалась с философом Николаем Бердяевым, а поэт Александр Блок даже посвятил ей стихотворение.
Но вот грянул роковой семнадцатый год, и всё вдруг встало с ног на голову. Красные, белые... У Лизы требовали ответа, за кого она. А ответить было сложно — ведь, в конце концов, и те, и другие, были просто людьми. И она решила быть не «за», а «против» — против того, чтобы люди убивали друг друга, против того, чтобы ни в чём не повинных расстреливали и сажали в тюрьмы.
В тысяча девятьсот двадцать третьем году Елизавета эмигрировала во Францию. Именно там, после всех ужасов революции и войны, которые ей довелось пережить, она стала задумываться о том, чтобы посвятить себя служению Богу и людям.
Однажды она приехала в шахтёрский городок под Парижем, где собиралась пообщаться с рабочими на тему религии. Уставшие, измученные тяжелой работой люди смотрели на неё скептически. В их тесном бараке было грязно — сил на уборку после смены не оставалось. И вдруг Лиза поняла! Она прервала свой доклад, взяла в руки тряпку и стала мыть пол. Хорошенько убравшись, она обратилась к рабочим: «Напомните, на чём мы с вами остановились?» — и они живо, с удовольствием присоединились к беседе.
После этого случая для Лизы стал очевиден её дальнейший жизненный путь. Шестнадцатого марта тысяча девятьсот тридцать второго года Елизавета Скобцова приняла монашеский постриг и новое имя — Мария.
Скоро энергичную, улыбчивую мать Марию знал едва ли не весь Париж. Торговцы центрального рынка Ле Аль радостно встречали её, когда по утрам она приходила туда за продуктами — с большим мешком за плечами и тележкой. Однако в её приюте для обездоленных на улице Лурмель можно было получить не только хлеб насущный, но и пищу духовную. В домовой церкви, устроенной в старом гараже и собственноручно расписанной самой матерью Марией, проходили Богослужения и занятия Воскресной школы.
Кипучей энергии матери Марии хватало на самые разные дела. В тысяча девятьсот тридцать пятом году она вместе с единомышленниками организовала объединение «Православное дело», под патронажем которого были открыты два общежития для бедных и клиника для больных туберкулёзом.
В годы Второй Мировой войны, когда Франция была оккупирована фашистами, мать Мария спасала безвинных людей от чудовищных расправ. А в тысяча девятьсот сорок третьем её арестовали и заключили в концлагерь. Но даже там она, как могла, помогала своим сокамерницам: утешала, читала Священное Писание. Тридцать первого марта тысяча девятьсот сорок пятого мать Мария вместе с сотнями других узников была казнена в газовой камере. До Победы оставалось всего два месяца...
«О чём и как ни думай, — большего не создать, чем три слова: «любите друг друга», — говорила мать Мария. По этой простой и мудрой заповеди Христа она и жила — до последнего вздоха.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов