Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Господь Иисус Христос отправляет людей, удивленных Его общением с мытарями и грешниками, сходить и научиться смыслу слов «милости хочу, а не жертвы». Ясно, что отправляет Он их не в какой-нибудь университет или к какому-то учителю. Спаситель здесь делает отсылку к Ветхому Завету, смысл которого зачастую ускользал от понимания фарисеев.

Слова о том, что Бог хочет милости, а не жертвы содержатся в книге пророка Осии, полностью они звучат так: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). О том же самом, но в несколько иных словах часто говорили и другие пророки, особенно же много мыслей по этому поводу можно найти у Исайи. Вот цитата из первой главы его книги: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:14–17). Если поставить перед собой такую цель, то можно найти множество и других фрагментов Ветхого Завета, которые говорят о том же самом: Бог ждет от человека не правильных слов с правильными религиозными обрядами, Бог ожидает от нас деятельного милосердия по отношению к другим людям.

Милосердие — очень приятное слово, но крайне неприятное дело. О милосердии хорошо говорить, хорошо цитировать слова Священного Писания, которые призывают к милосердию, но когда доходит непосредственно до дел милосердия, то возникает масса вопросов, на которые не всегда удается найти правильные ответы.

Самый важный из этих вопросов можно сформулировать таким образом: по отношению к кому мы должны быть милосердны? Вроде бы ответ очевиден: ко всем. Но если этот ответ перенести в реальность, и вспомнить, к примеру, о том, что среди нас есть ужасные преступники, которые множество раз совершили действия насильственного характера, и при этом у них нет и намека на раскаяние, то останется ли наш ответ прежним? Как быть с теми, кто совершает преступления и не собирает меняться? А как быть с откровенными обманщиками, которые в последнее время осаждают наши мобильные телефоны и пытаются выманить данные банковских карт? Евангелие отвечает, что да, у милосердия не может быть пределов. Этот ответ неприятен. Но он не означает попустительства, он означает, что мы должны стараться пресекать зло, а милосердие наше должно иметь своей основой веру в то, что Бог в силах изменить сердце любого человека.

Фарисеи же избрали для себя другой ответ. Они не спорили с пророками, но они исключали из области милосердия явных грешников. Тогда как Бог действует иначе: у Него нет любимых и не любимых детей, Он в равной степени жаждет спасения каждого, вне зависимости от того, насколько далек от исполнения Его заповедей тот или иной человек в конкретную минуту своей жизни. Господь Иисус Христос в определении согрешающих людей использует прекрасное слово — «больные». Он видит их не циничными злодеями, а людьми, которых постигла болезнь. Он хочет их исцелить, и рассчитывает на то, что в этом деле мы будем Его старательными помощниками.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!