Рим., 93 зач., VI, 18-23.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В своей проповеди христианства, чтобы объяснить слушателям некоторые закономерности духовной жизни, апостол Павел очень часто использовал образы, хорошо знакомые его аудитории. Сегодня, для того чтобы раскрыть тему верности Христу, он обращается к аналогии рабства.
В древнем мире раб был не просто наемным рабочим. Это был человек, лишенный всякого личного пространства. Он находился полностью в распоряжении господина, который мог сделать с ним всё, что ему заблагорассудиться. Однако даже в этом случае у раба могла оставаться внутренняя свобода. Его мечты, воспоминания, надежды. Рабство духовное, о котором идет речь в только что прозвучавшем отрывке, это зависимость тотальная. Человек подчинен своему хозяину не только телесно, но и на уровне желаний, чувств, устремлений. То есть, говоря о рабстве, Павел хочет сказать, что каждый из нас волен выбирать, кому и чему он отдает свою жизнь во всей ее полноте. Таким образом, смысл метафоры следующий: на что мы направляем все свои силы, о чем постоянно думаем, чего от всей души желаем, то и является нашим хозяином, а мы его рабами. И варианты могут быть самые разные. Это может быть другой человек, семья, личный успех, материальные ценности. Однако апостол Павел указывает сегодня на две крайние точки: с одной стороны это может быть Бог, с другой, наши греховные желания и пристрастия. Будучи наполнен мыслями о земном, человек не сможет служить Богу. Его хозяин будет перетягивать все внимание на себя. Заставлять исполнять лишь его приказы, то есть, действовать тем способом, который противен Творцу. И наоборот, если Бог является нашим Господином, то есть, занимает центральное место в нашем сердце, мы оказываемся не способными грешить. Что бы мы ни сделали, плодами нашей работы будет добродетель в ее Евангельском понимании.
Кто-то из мыслителей древности сказал, что человек подобен сосуду, который не может оставаться пустым. Ведь жизнь духовная не терпит вакуума. А потому абсолютной свободы, свободы от всего, не существует. Мы жаждем, выражаясь словами апостола Павла, стать чьими-то рабами, зависеть от чего-то. То есть, желаем обрести смысл, быть чем-то наполнены, чему-то всецело себя посвятить. Так дай же нам, Господи, сделать правильный выбор и быть не рабами греха и смерти, но Твоими рабами. Ведь там, где Ты, там жизнь, свобода и радость встречи вернувшегося домой сына с любящим и милующим Отцом.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.